Легенда о подвиге Ширака Оставить комментарий

Где-то там  у моря Вурукарта, ныне Аральское, лежит страна массагетов. В море то впадают две реки:  Аранха-  Амударья и Яксарт- Сырдарья. Реки  распадаются на сто рукавов и образуют болота. К югу от Аранхи –пустыня  «Черные пески». К Востоку –пустыня «Красные пески». И в пустыне, и в горах, на островах и среди болот живут люди и  называют  они себя «Маза-геты»-«Великие геты».Они делятся на семь племен : саков-хаумаварка,дербики, хорезмицийцы, апасаки, яксарты, тохары, и авагала. Каждое племя делит себя на  два братства. А каждое братство на четыре рода.

Некогда массагеты входили в Хорезомское  царство. Но после первых  походов персов и покорения Хорезма, разбежались массагеты, каждые сами по себе по большой земле.

Со времен похода Кира I не давали непокоренные племена  покоя персам. И решил Дарий I, сын  Гистаспа выступить в поход и завоевать большие земли массагетов и отомстить за голову своего предка Кира, утопленную в крови, царицей Тамирис.

Чтоб подстраховать и без того сильное и большое войско, персы  находят  ту самую шелудивую  овцу, что все стадо портит, предателя в лице рода оленей.Олени к приходу своих новых хозяев-персов решают в одиночку расправиться с некоторыми родовыми племенами. И приступают  они к  своей гнусной задумке, с рода орлов.

Предводителем орлов был опытный  воитель Сохраб, воевавший в молодые годы  бок о бок с  воительницей   Тамирис. Сыном Сохраба был  молодой и  доблестный воин Ширак, что значит лев.  Племя орлов было немногочисленным и жило в пустыне.

Однажды ночью на них нападают предатели олени. Жестоко расправляются со спящими  соплеменниками. В том числе в жестокой схватке убивают отважную Санобар – мать Ширака и жену Сохраба.  Сохраб и Ширак с 30 оставшимися воинами ищут убежища у рода  черепах, в болотах, во главе которого стоит мудрый Кунхаз.

Но для того чтобы племя приняло странников, Шераку предстоит пройти испытание. Черепахи выставляют самого ловкого стрелка, который в  ночь на лету убивает жаворонка. Но Ширак справляется  с более сложной задачей. Выбрав из стада самого большого быка, чьи размеры вызывают страх у десяти воинов, не то, что у одного, он убивает его голыми руками. Своей смелостью и чистой душой он завоевывает сердце юной и прекрасной Фароат, дочери Кунхаза.

В лице Фароат, Ширак находит источник духовных сил и надежд на счастье. Но счастью, было суждено длиться дни. На крепость черепах нападают прибывшие по наводке оленей  персы. Они обманом , переодевшись в их соплеменников  яксартов, якобы пришедших на помощь, захватывают  крепость и  убивают многих, в том числе  Фароат.

Но поражение не угнетает  дух массагетов.  Оставшиеся силы дают клич, созывая  все массагетские отряды воедино. На клич  отзываются  восемь  тысяч тохаров, 4 тысячи яксартов , 4 тысячи апасаков, три тысячи авгалов, полтысячи кочевых хорезмийцев и полторы тысячи сарматов. Из  этих отрядов собралось 20 тысячное войско. Но что может это плохо вооруженное войско против  хорошо оснащенного 80000  тысячного войска персов?Сохраб предлагает победить их хитростью. А хитрость состояла в том, чтоб один из массагетов  перебежит к персам, обманет их и заведет в безводные пески. Когда персы ослабнут  от голода и жажды, массагеты разделаются с Дарием. Каждый поднял руку, вызвавшись пойти в безвозвратный поход в тыл к врагам. Старик Сохраб выбирает убитого горем Ширака- своего сына. Разве мог он выбрать другого и послать на смерть  чужого ребенка, а своего сберечь. Не таких нравов был Сохраб. Он отрывал от себя самое дорогое во имя свободы людей.  Ширак с радостью принимает поручение, надеясь на скорую смерть и встречу с любимой Фароат.

Явившись со специально окровавленным лицом  перед Гобрием, главным советником  Дария. Ширак убеждает его  в том, что  вождь племени Сохраб отнял у него жену и поиздевавшись, изрезал ножом. И теперь он жаждет мести и готов повести персов к лагерю Сохраба. Ширак успешно проходит испытания советника на правдоподобность и  через день все персидское войско, ведомое своим новым проводником выдвигается в путь. Ширак обещает что всего четыре  из двенадцати  дней пути будет лежать через пустыню, а потом будет и вода и еда и  цель. Тропа гнева –так называли  дорогу по которой Ширак повел полчища Дария.

Пустыня! Солнце раскаляло  медные панцыри наемников, сжигая кожу до волдырей. Люди пили не переставая. Запасы воды взятые только на 4  дня иссякали на глазах. Ночью было нестерпимо холодно. Люди стучали зубами и вспоминали о полуденном зное.

Пережив ураган на второй день похода, войско потеряло пятьсот  наёмников греков. Каждый день  люди, верблюды, кони, мулы обессиленные  тонули в мгле горячих  песков. Жаркое дыхание урагана высушивало мехи для хранения воды. Вода кончилась уже на третий  день. С Ширака не спускали глаз. Когда наступала ночь и его лица нельзя было разглядеть,  он улыбался.  На 4  день  обезумевшие от жажды  военные слоны, сорвавшись с цепи потоптали сотню воинов. С каждым часом сотни умножались на сотни, погибая от жажды и  укусов  почти неуловимых насекомых, пауков и змей.  Войско, которое прошло немало суровых дорог умирали, только потому, что в бурдюках не оказалось воды. Воды, которой так много на земле, которой они только вчера обмывали свои потные лица и окровавленные руки.

На шестой день войско увидели озеро. Все кинулись к нему, кроме Ширака. Только он и пустыня знали, что вода озера была настолько соленой, что один глоток разъедал губы как яд. Вся пустыня дрогнула от яростного вопля обреченных. Дарий осознал предательство. Уговаривал и обещал все богатства Шираку, если он выведет их к воде. Но Ширак уже считал секунды до встречи с  Фароат.

Ночью Дарий с небольшой группой воинов покинул войско, бросив его в пустыне. Ему удалось выбраться, точнее бежать. Массагеты добивали  остатки вражеских войск, наступая на пятки испуганному Дарию.

Останки Ширака, изрубленного секирой везли среди всех племен массагетов. Люди рассекали себе лица, как рассек свое Ширак, уходя к врагам. Люди раздирали себе губы, ибо так они трескались у него во время жажды. В городищах гремели барабаны. Каждый оплакивал Ширака как сына, брата, отца и  мужа. 

Придет день и людская память сотрет в себе воспоминания о подвиге Ширака, но ее  сохранит  каждая песчинка  бескрайней пустыни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ислими — вид рельефной резьбы, зародившийся в Средней Азии. Характерная особенность данной резьбы — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие. Узор, как правило, представляет собой растительный или геометрический орнамент.

Пиала — не большая чаша без ручек, расширяющаяся к верху. Используется на Востоке для чаепития.

Ляган — большое блюдо с низкими бортами и плоским дном. Традиционно используется для подачи горячих блюд в Узбекистане.

Процесс создания керамического, фарфорового изделия базируется на трех важных этапах: формовка, роспись, обжиг. В связи с этим сохраняя общие характеристики, изделие, сделанное на заказ, будет содержать некоторые отличия в мелких деталях росписи и тональности цвета как результат ручного труда и индивидуального процесса обжига. По форме изделие может незначительно отличаться от описания в размерах до 2 см. Ручная формовка также предполагает допустимые отличия в форме мелких деталей: бортики, ножки, крышки.
При заказе более трех наименований одного вида товаров, предполагаемые сроки изготовления будут подтверждены индивидуально администратором.

В искусстве Узбекистана гранат- традиционный символ, олицетворяющий плодородие, изобилие и любовь в семье.

Точечная техника- одна из современных техник росписи керамики.Сложность техники состоит в том,что каждая точка орнамента наносится мастером по отдельности. Каждая точка- это часть разнообразного и красочного узора.

Урдак-старинная форма чайника в форме утки. Исторически утка символизирует плодородие и  гармонию мира, так как связана с землей, водой и небом.

Коса — глубокая чаша без ручки. Традиционно используется в  Узбекистане для подачи жидких горячих блюд.

Паргори — вид рельефной резьбы. Основу разновидности составляет тонкая фоновая резьба в форме геометрической сетки из кругов, квадратов, треугольников.

Изделие, сделанное на заказ, может отличаться природным оттенком древесины. Различия в узоре резьбы, сохраняя общие характеристики, могут составлять до 1 см в размерах, а также неповторимости мелких элементов узора. В случае если работа будет дополнена ручной росписью, сохраняя общие характеристики, рисунок будет содержать некоторые отличия в полутонах и в форме мелких деталей росписи.

Ислими — вид  растительного орнамента.  Характерная особенность резьбы в стиле «ислими» — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд», включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей. 

Абру-бахор – древняя техника, зародившаяся в Бухаре и в переводе обозначающая «весенние облака». Суть техники заключается в нанесении рисунка путем смешения различных красок. В результате достигается мраморный оттенок с плавными и в тоже время непредсказуемыми переходами от одного цвета к другому. Источники рассказывают, что на полученных фонах раньше писались указы бухарских правителей, оформлялись обложки книг. Со временем технику «абру-бахор» из Бухары переняли в Индию, Иран и Турцию. Особенно популярен «абру-бахор» был в XV-XVII века. Особую роль в сохранении и совершенствовании данной техники сыграли художники не только Узбекистана, но и Турции.

Чикма или чизма — техника формирование композиции, узора на еще мокрой глине. Сложность техники заключается в способности мастера нанести орнамент, продуманный с математической точностью в короткий промежуток времени, пока не высохла глина.

Сайра Кельтаева заслуженный деятель искусств Узбекистана и Казахстана. Картины художника — это неповторимые образы чаще всего женщин, застенчивых, красивых, соблазнительных, задумчивых, бунтовщиц, наложниц, воительниц и затворниц. Через все образы говорит сильный, отважный, порой надломленный, но героический характер. Картины Сайры уносят в красочное прошлое, представляя женщину как самую непостижимую загадку человечества.

Кандакори — разновидность надрезной чеканки с углубленным рельефом. Глубина рисунка варьируется от 0,5 мм до 3 мм.

Как не бывает двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и ткани, выкрашенные и созданные вручную невозможно сделать абсолютно одинаковыми. В связи с этим просим учесть, что в  описании изделия   с использованием ткани в технике «абрбанд» указан доминирующий цвет изделия. В   изготовлении повторного заказа будет взят  цветовой доминант исходного. Построение абрового  орнамента, второстепенные цвета и полутона  могут отличаться от исходного экземпляра.

В случае использования в изготовлении изделия тесьмы ручного плетения –джияк, ее  оттенок будет иметь схожие цветовые характеристики с исходным экземпляром. Орнамент   каждого «джияка» неповторим.

В своих работах мастера могут использовать в качестве дополнительного  оформления винтажные ткани и фурнитуру в единичном экземпляре. В этом случае заказ будет изготовлен в максимальном соответствии с заявленными параметрами и подбором схожей ткани и фурнитуры.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд»  включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей.

Эксельсиор — тонкая, прозрачная, гладкая, шелковая ткань.

Батик —  техника ручной росписи по ткани. В переводе с индонезийского  языка батик значит «покрывать каплями».

 

Чугурма – национальный головной убор  мужчин Хорезма. Изготавливают чугурму из  длинношерстного каракуля. В былые времена чугурма  была идеальным  элементом  одежды, спасавшим  летом от знойного солнца, а зимой от холода. Черные расцветки одевали местные состоятельные мужчина, а белые давали одевать почетным гостям. В наши дни  чугурма по-прежнему популярна  среди гостей  Хорезма, как  один из символов города.

Каракуль — это мех, снятый с ягнят обычно на третьи сутки после рождения. Благодаря индивидуальному узору завитков каждой каракулевой шкурки, все модели из каракуля можно назвать эксклюзивными. Самыми лучшими разновидностями каракуля считаются : узбекский, афганский и южно-африканский.

Гирих – разновидность орнамента в восточном искусстве, представляющая собой геометрические узоры с пересекающимися линиями, узлами и точками.

Click if you want change language to English.

Симург- фантастическая птица в мифологии народов Средней Азии и Ирана. Симург олицетворяет справедливость и счастье. Образ Симурга ассоциируется с благим покровительством.

Сюзане-это вышитый вручную текстиль. В Узбекистане сюзане признано одним из самых древних видов рукоделия.

Афросиаб— название старинного города в Северной части Самарканда, известного также как Мараканда.

Тумор— треугольная форма старинного оберега. Как правило в форму тумора вшивалась молитва.

Миниатюра- особый вид изобразительного искусства, представляющий собой мелкие и красочные иллюстрации сцен битв, охоты и пиров из исторических хроник. В былые времена рукописные книги и манускрипты на Востоке, как правило украшались миниатюрами. Постановка сюжета миниатюры красноречива. Всего лишь одна иллюстрация способна рассказать целую историю. Родоначальником узбекской миниатюры считается Камолиддин Бехзад.

Ироки-ручная техника вышивки сюзане. Ироки вышивается плотным крестом или полукрестом скрученными нитями,что придает узору зернистую поверхность.Композиция в технике ироки заполняет узором все рабочее пространство, не оставляя и кусочка ткани свободным. Каждый стежок настолько безупречен, что издалека работа создает впечатление гладкого печатного рисунка на ткани. Преимущественно техника используется мастерами города Шахрисабз.

РУЧНАЯ ВЫШИВКА-СЮЗАНЕ
В силу ручного окрашивания шелковых нитей заказанный экземпляр допускает отхождения от представленного в тональностях цвета. Ткань-основа для вышки, окрашенная вручную также может допускать отличия в полутон. Узор вышивки, сохраняя общие характеристики, допускает отличия в мелких деталях.

Метал

Заказанный экземпляр, сохраняя общие характеристики допускает небольшие отхождения от представленного в оттенках метала, размерах изделия и элементах  узора как результат ручного труда.