Дары волхвов. Часть I. Оставить комментарий

На медном листе распустились цветы
Чеканщик свои воплощает мечты
Из древних загадочных мифов.
Умело шлифует картину рука,
С особой родительской лаской…
И музыка льётся из-под молотка,
Сплетаясь затейливой вязью
.

Первые изделия торевтики, найденные на территории современного Узбекистана, относятся к периоду бронзового века к III- начало II тысячелетия до н.э. Возможно именно с этого периода, торевтика  как искусство рельефной обработки изделий из металла твердо обосновалось на узбекской земле. Не нашлось  металла, не обузданного местными мастерами, свои произведения они  создавали из золота, серебра, меди, бронзы, и латуни.

Древнейший период в основном характеризуется изделиями из бронзы, период античности и раннего средневековья широко представляет изделия из серебра с позолотой. А начиная с ХI века главной продукцией мастеров — торевтов становятся изделия из меди и латуни (сплав меди с цинком), бронза также остается в использовании.  В качестве ответа на вопрос «Почему произошел повсеместный взаимозамен металлов?» — можно рассмотреть версию о том, что золото и серебро было необходимо для чеканки монет. А более дешевые металлы стали достойной заменой для утилитарной утвари. Как писал поэт ХIвека Насири Хисроу «Я видел кувшин из дамасской бронзы, он так блестел, что его можно принять за золотой».

Примерно IX-X вв. на территории всего мусульманского Востока происходит исламизация всех сфер искусства. Что это значит? В связи с запретом изображения живых существ в Исламе меняется уклад и изобразительного искусства. Данный период обозначил переход к использованию преимущественно декоративно-растительных орнаментов в украшении предметов искусств.  Главными стилями стали в декоративно — прикладном искусстве: ислими — вьющийся растительный узор, имеющий множество ярких вариантов и геометрические орнаменты, позаимствованные из арсенала архитектурного декора. Несмотря на канонизацию стиля в оформлении нельзя утверждать, что целиком исчезли зоомофорные изображения и сюжеты светского характера (тронные сцены, военные подвиги, пиры и др.). Каждый мастер оставлял за собой право использовать желаемые приемы для более яркого самовыражения. А в IX-XII вв. в торевтике и поливной керамике получил популярность  эпиграфический орнамент. Эпиграфический орнамент — это надписи на лицевой части изделия, создаваемые арабскими стилями письма «куфи» и «насх» с пожеланиями всех благ. Но, как и в поливной керамике,  надписи становятся более стилизованными и неразборчивыми и превращаются в своеобразный письменный орнамент.  

Как и все другие отрасли, декоративно -прикладного искусства Узбекистана, во времена правления Тимуридов (в XIV-XVвв.) торевтика расширила горизонты своего мастерства богато орнаментированными, инкрустированные серебряными и золотыми нитями изделиями. О художественных традициях среднеазиатских мастеров этого периода многое рассказал клад, обнаруженный близ площади Регистан в Самарканде. Клад состоял из 60  изделий изысканных форм из бронзы различного назначения.

Чем более активным участниками в межторговых процессах становились города Узбекистана, тем более востребованными становились изделия мастеров, в том числе торевтов. Спрос рождал предложение и способствовал усложнению, и даже некоторой  изощрённости узоров и форм местной чеканной продукции. И если в период своего становления и развития чеканная продукция имела утилитарный характер и использовалась в быту для самых  простых хозяйственных целей. То со второй половины XIX- нач.XX вв. чеканка теряет свои утилитарно — практические функции, приобретая более эстетическое значение. Связать данные изменения можно с появлением альтернативной менее затратной хозяйственной утвари. А также с воздействием привозных фабричных изделий из России, что сподвигло мастеров создавать более роскошные и необычные формы в подражание привозным. Самовары, портсигары, чайники, шкатулки, чернильницы приобрели новое звучание, примеряя восточный стиль чеканки.

В период с  XVII — начало XX вв. происходит процесс образования ряда региональных школ художественной чеканки. Центрами чеканки являлись: Бухара, Хива, Коканд, Самарканд, Карши, Фергана, Шахрисабз, Ташкент. Но все же наиболее яркими из них стали Бухара, Хива и Коканд, сохранив свое лидерство и по сей день. Главное отличие региональных школ между собой состояло в глубине чеканки и мотивах  орнамента.

Глубина чеканки обладает разными характеристиками. Глубокой чеканкой называется «кандакори», менее глубокая – «чизма» и «шабака» — прорезная чеканка.

Набор инструментов чеканщиков во всех региональных школах одинаковый, оставшись почти неизменным  сквозь столетия. Главный инструмент в руках  мастера — это калям (железный карандаш). Наконечники у калямов могут быть разные в зависимости от конфигурации орнамента. В работе мастера также используют циркуль (паргор), молоток (болга), ранда и маскал — тип напильников, используемые  для шлифования поверхности после чеканки.

Если относительно форм у торевтов — мастеров имелась более- менее единая стилистика,  несмотря на то, что каждая региональная школа отдавала преимущество тем или иным. То относительно орнаментов нужно отметить следующее. Во-первых, чаще всего создаваемые орнаменты не подвергались какой — либо архивации. Создать заново или повторить изделие было сложно. Мастер работал по памяти. Во-вторых, каждое поколение мастеров вносит свое понимание тех или иных привычных, классических узоров, интерпретируя их на собственный лад.  Тем не менее обращаясь к часто встречающимся и общепринятым узорами и орнаментам можно выделить следующие: «чашми буль-буль» — глаз соловья, «кучкорак» — бараний рог, «пушти балык» — рыбья чешуя, «бодом»-миндаль, «капалак» — бабочка, «илонизи» — след змеи. 

Мастера чеканщики имеют дело с жестким и холодным металлом. Каким можно себе представить такого человека, учитывая сложность его ремесла? Всплывает образ хладнокровного, молчаливого богатыря с сильными, накаченными руками. Соответствует ли это истине?- Нет. Хладнокровными  мастеров-чеканщиков никак не назвать. Внешнее спокойствие всего лишь форма вынашивания творческих решений. А все потому, что укрощая, метал его не покидает душа художника. Являясь обладателем стальной выдержки, он одновременно позволяет себе воспарить над  прошлым и будущим, увидеть  райские сады, диковинных животных, пережить любовь и испытания и излить все на своем металлическом холсте. Чеканные изделия местных мастеров наделены поэтическим смыслом, повествуют  о природе и красоте,  истории и мировоззрении народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ислими — вид рельефной резьбы, зародившийся в Средней Азии. Характерная особенность данной резьбы — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие. Узор, как правило, представляет собой растительный или геометрический орнамент.

Пиала — не большая чаша без ручек, расширяющаяся к верху. Используется на Востоке для чаепития.

Ляган — большое блюдо с низкими бортами и плоским дном. Традиционно используется для подачи горячих блюд в Узбекистане.

Процесс создания керамического, фарфорового изделия базируется на трех важных этапах: формовка, роспись, обжиг. В связи с этим сохраняя общие характеристики, изделие, сделанное на заказ, будет содержать некоторые отличия в мелких деталях росписи и тональности цвета как результат ручного труда и индивидуального процесса обжига. По форме изделие может незначительно отличаться от описания в размерах до 2 см. Ручная формовка также предполагает допустимые отличия в форме мелких деталей: бортики, ножки, крышки.
При заказе более трех наименований одного вида товаров, предполагаемые сроки изготовления будут подтверждены индивидуально администратором.

В искусстве Узбекистана гранат- традиционный символ, олицетворяющий плодородие, изобилие и любовь в семье.

Точечная техника- одна из современных техник росписи керамики.Сложность техники состоит в том,что каждая точка орнамента наносится мастером по отдельности. Каждая точка- это часть разнообразного и красочного узора.

Урдак-старинная форма чайника в форме утки. Исторически утка символизирует плодородие и  гармонию мира, так как связана с землей, водой и небом.

Коса — глубокая чаша без ручки. Традиционно используется в  Узбекистане для подачи жидких горячих блюд.

Паргори — вид рельефной резьбы. Основу разновидности составляет тонкая фоновая резьба в форме геометрической сетки из кругов, квадратов, треугольников.

Изделие, сделанное на заказ, может отличаться природным оттенком древесины. Различия в узоре резьбы, сохраняя общие характеристики, могут составлять до 1 см в размерах, а также неповторимости мелких элементов узора. В случае если работа будет дополнена ручной росписью, сохраняя общие характеристики, рисунок будет содержать некоторые отличия в полутонах и в форме мелких деталей росписи.

Ислими — вид  растительного орнамента.  Характерная особенность резьбы в стиле «ислими» — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд», включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей. 

Абру-бахор – древняя техника, зародившаяся в Бухаре и в переводе обозначающая «весенние облака». Суть техники заключается в нанесении рисунка путем смешения различных красок. В результате достигается мраморный оттенок с плавными и в тоже время непредсказуемыми переходами от одного цвета к другому. Источники рассказывают, что на полученных фонах раньше писались указы бухарских правителей, оформлялись обложки книг. Со временем технику «абру-бахор» из Бухары переняли в Индию, Иран и Турцию. Особенно популярен «абру-бахор» был в XV-XVII века. Особую роль в сохранении и совершенствовании данной техники сыграли художники не только Узбекистана, но и Турции.

Чикма или чизма — техника формирование композиции, узора на еще мокрой глине. Сложность техники заключается в способности мастера нанести орнамент, продуманный с математической точностью в короткий промежуток времени, пока не высохла глина.

Сайра Кельтаева заслуженный деятель искусств Узбекистана и Казахстана. Картины художника — это неповторимые образы чаще всего женщин, застенчивых, красивых, соблазнительных, задумчивых, бунтовщиц, наложниц, воительниц и затворниц. Через все образы говорит сильный, отважный, порой надломленный, но героический характер. Картины Сайры уносят в красочное прошлое, представляя женщину как самую непостижимую загадку человечества.

Кандакори — разновидность надрезной чеканки с углубленным рельефом. Глубина рисунка варьируется от 0,5 мм до 3 мм.

Как не бывает двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и ткани, выкрашенные и созданные вручную невозможно сделать абсолютно одинаковыми. В связи с этим просим учесть, что в  описании изделия   с использованием ткани в технике «абрбанд» указан доминирующий цвет изделия. В   изготовлении повторного заказа будет взят  цветовой доминант исходного. Построение абрового  орнамента, второстепенные цвета и полутона  могут отличаться от исходного экземпляра.

В случае использования в изготовлении изделия тесьмы ручного плетения –джияк, ее  оттенок будет иметь схожие цветовые характеристики с исходным экземпляром. Орнамент   каждого «джияка» неповторим.

В своих работах мастера могут использовать в качестве дополнительного  оформления винтажные ткани и фурнитуру в единичном экземпляре. В этом случае заказ будет изготовлен в максимальном соответствии с заявленными параметрами и подбором схожей ткани и фурнитуры.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд»  включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей.

Эксельсиор — тонкая, прозрачная, гладкая, шелковая ткань.

Батик —  техника ручной росписи по ткани. В переводе с индонезийского  языка батик значит «покрывать каплями».

 

Чугурма – национальный головной убор  мужчин Хорезма. Изготавливают чугурму из  длинношерстного каракуля. В былые времена чугурма  была идеальным  элементом  одежды, спасавшим  летом от знойного солнца, а зимой от холода. Черные расцветки одевали местные состоятельные мужчина, а белые давали одевать почетным гостям. В наши дни  чугурма по-прежнему популярна  среди гостей  Хорезма, как  один из символов города.

Каракуль — это мех, снятый с ягнят обычно на третьи сутки после рождения. Благодаря индивидуальному узору завитков каждой каракулевой шкурки, все модели из каракуля можно назвать эксклюзивными. Самыми лучшими разновидностями каракуля считаются : узбекский, афганский и южно-африканский.

Гирих – разновидность орнамента в восточном искусстве, представляющая собой геометрические узоры с пересекающимися линиями, узлами и точками.

Click if you want change language to English.

Симург- фантастическая птица в мифологии народов Средней Азии и Ирана. Симург олицетворяет справедливость и счастье. Образ Симурга ассоциируется с благим покровительством.

Сюзане-это вышитый вручную текстиль. В Узбекистане сюзане признано одним из самых древних видов рукоделия.

Афросиаб— название старинного города в Северной части Самарканда, известного также как Мараканда.

Тумор— треугольная форма старинного оберега. Как правило в форму тумора вшивалась молитва.

Миниатюра- особый вид изобразительного искусства, представляющий собой мелкие и красочные иллюстрации сцен битв, охоты и пиров из исторических хроник. В былые времена рукописные книги и манускрипты на Востоке, как правило украшались миниатюрами. Постановка сюжета миниатюры красноречива. Всего лишь одна иллюстрация способна рассказать целую историю. Родоначальником узбекской миниатюры считается Камолиддин Бехзад.

Ироки-ручная техника вышивки сюзане. Ироки вышивается плотным крестом или полукрестом скрученными нитями,что придает узору зернистую поверхность.Композиция в технике ироки заполняет узором все рабочее пространство, не оставляя и кусочка ткани свободным. Каждый стежок настолько безупречен, что издалека работа создает впечатление гладкого печатного рисунка на ткани. Преимущественно техника используется мастерами города Шахрисабз.

РУЧНАЯ ВЫШИВКА-СЮЗАНЕ
В силу ручного окрашивания шелковых нитей заказанный экземпляр допускает отхождения от представленного в тональностях цвета. Ткань-основа для вышки, окрашенная вручную также может допускать отличия в полутон. Узор вышивки, сохраняя общие характеристики, допускает отличия в мелких деталях.

Метал

Заказанный экземпляр, сохраняя общие характеристики допускает небольшие отхождения от представленного в оттенках метала, размерах изделия и элементах  узора как результат ручного труда.