От смертного тела к бессмертной душе. Авиценна — затерявшийся во времени. Оставить комментарий

«От государств, как бы ни были они велики, — ничего не остается, исчезает,  будто туман власть. Остается только труд души…и сверкают души, как звезды на небе».

Звезда, что была ниспослана свыше, путник, что опередил свое время на столетия, луч, что по сей день освещает наш путь сквозь века, но для своих современников- вечный скиталец, чародей, преследуемый «преступник». И все же кто он?

Назовите его имя  врачу, и он назовет его величайшим  из врачей. Заговорите о нем с математиком, и тот расскажет о нем как  о величайшем математике.  Астроном назовет его своим учителем. Литератор — великим писателем и поэтом. Философы -великим мыслителем. Представители более 29 направлений признают в нем своего наставника. И кто ж из них будет прав? – Все!

Он обратиться  к нам,-будущему поколению сам,собственноручно изложив первые 30 лет своей автобиографии.  И не сочтите это за заносчивость. А скорее за мышление масштабы, которого многое предвидели, были  ведомы осознанным предназначением.

Звезда Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина загорелась  16 августа 980г. в селении Афшона неподалеку от Бухары.  ОтецАбдаллах- работник канцелярии при дворе Саманидов.Ситара- мать двух сыновей, старший из которых Хусейн, никогда не оправдает ее чаяний, так никогда  и  не став мужем и отцом.

Хусейн был  словно свеча, светившая не щадя себя в  попытках осветить тьму людского невежества.Он прожил всего 57 лет, сгорев слишком быстро. Его дней хватило  на создание более  450 трудов, из которых до нас дошли лишь 274.Впрочем, свет его свечи был бы столь же ярким если б  он оставил нам только одно его творение— «Канон врачебной науки», которое в Европе после появления печатного станка напечатали сразу вслед за Библией,бывшее главным пособием врачей всего мира с XII по XVII.

Свои уникальные  способности Ибн Сино  проявил рано. В 9 лет он становится «хафизом» -знатоком Корана. Существует история, связанная с этим периодом. Хусейн часто задавал учителю вопросы, на что тот неизменно отвечал: «Учи Коран. Там на все есть ответы». Однажды Хусейн заявил учителю: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?»

В 12 лет Хусейн заинтересовался медициной, благодаря врачу и философу, а в будущем другу сердца Абу Салаху ал-Масихи. Именно Масихи  разъяснил Ибн Сине главный  принцип Гиппократа: «Врач, знающий только медицину, не знает медицины. Надо еще любить человека».

Авиценна не оканчивал специализированных академий, но уже к семнадцати годам, однажды излечив бухарского эмира Нуха, становится его личным врачом и  получает право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой Саманидов. В этом же возрасте, благодаря возросшей славе в ученных кругах 18 летний юноша начинает переписку с крупнейшими учеными Востока, в том числе с Бируни. Подобное внимание вызовет откровенную зависть  у многих. А он ответит: «Разве виноват конь, стрелою промчавшийся мимо осла, что Бог дал ему быстрые ноги?»

Возможно, именно эта прямолинейность в будущем станет   причинной  разлада в дружеской  привязанности Бируни и ибн Сины.  И тем не менее, до конца своих дней,  Бируни всю жизнь проведя  в плену Махмуда Газневи, с восхищением будет наблюдать за работами беспощадного в своей правоте молодого ученного и друга…все же.

В 999 г. умирает отец — Абдаллах ибн Хасан. А в 1002 Бухара, а вместе с ней династия Саманидов окончательно падет перед натиском тюрков во главе с Махмудом Газневи. Большинство ученных перебираются ко двору правителей Хорезма. Ибн Сино  последует за ними, но не сразу. Ведь в городе осталось столько трупов, которые нужно обследовать.

Возможно, не только  врачебные исследования  задержали его в Бухаре, но и та, чье имя Сауд. Быть может, влюбленные пытались оттянуть момент его отъезда, быть может, прощались  всего  лишь на время и мечтали о будущем. А в том будущем, где не суждено было сбыться их мечтам  поседевший  Хусейн будетчасто вспоминать о своей любимой.

«Три вещи помогают человеку- пишет он, — удар судьбы, высокая одухотворенная любовь и правильно выбранный учитель».

Зная о глубокой несчастной любви ученного можно по-другому взглянуть на  свидетельство Абу Убайд Джузджани, его верного сподвижника и друга, дописавшего при жизни его автобиографию, где он  упомянул: «Шейх был крепок здоровьем. Из всех его страстей любовная страсть была наиболее сильной и преобладающей, и он часто предавался ей…». Отдавать себя по чуть-чуть многим для Сино было верным признаком того, что всецело свое сердце отдано давно одной. В дальнейшем у шейха, именно  этот титул использовался в обращении к нему, как к знатоку религии и философии, просто не было возможности связать себя надолго с одним человеком, ведь как только он покинул Бухару, начались его скитания длиною в жизнь.

В Хорезме Хусейн получает приказ от Махмуда Газневи явится к  его двору.  Перед его волей уже смирились Бируни и Фирдоуси. Но для Сино был важен не обещанный  покой в золотой клетке, а свобода!Кто-то скажет:«это непослушание превратит    его жизнь в ад». А он ответит, что ад в другом.

«Бессмертие человека и рай – в его духовности. Ад – отсутствие ее в человеке. Самые страшные муки – это когда человек пробудившись, начинает понимать свое несовершенство».

Пожалуй, этими словами он предвидел конец самого Махмуда Газневи. Он умер  в 1030г.  от удушья. На смертном одре он просил приближенного:

— Не молчи. Страшно …

 Приближенный Насир Хусров спросил:

 —  Как ты смотришь на положение людей в мире?

 — Они прощены, — помолчав, ответил Махмуд, — если бы не мое присутствие среди них…

И Хусров опустил голову. Он знал эти слова. Их сказал Фудайл – знаменитый разбойник, убивавший  и детей, но раскаявшись, стал великим суфием.

Но до этого момента далеко. А пока Ибн Сино покидает Хорезм и впереди города Ниса, Тус, Гурган, Рей, Нишапур,Хамадан,Исфахан и новые испытания, предательства и даже тюремное заключение. К каждому правителю города Махмуд отправляет требование выдать беглеца. Хусейну сложно оставаться незаметным где  бы он не находился к нему приходит слава хакамибузурга (великий исцелитель), раиса (мудрый визирь), худжатулхакка (авторитет истины),  шараф-уль-мулька (гордость страны).

Но даже в самые  опасные  периоды для него Сино находил способы  помогать, не выдавая себя. Он начинает отправлять в народ безымянные стихи, где давал четкие рекомендации по сохранению своего здоровья.

В чистом воздухе паря, ядовитых змей, как мух,

Уксуса, нашатыря убивал великий дух.

Если раджи взять мискаль и мискаль нашатыря,

А потом перемешать, то, как сказано, не зря,

Осушивший эту смесь ощутит блаженства час,

 И спасти она должна от любой отравы нас.

А другой стих  например, об обязательном питье кипяченной воды, о передаче болезни через воздух и воду. И эти гениальные догадки о микробах были высказаны за 800 лет до Л.Пастера.Свое стремление  не быть равнодушным Ибн Сино  называл пороком.

«Порок приносит страдания лишь той душе, которая одержима страстью к совершенству… Невежды стоят в стороне от этой муки».

Множество  историй сложено людьми о нечеловеческой интуиции  и остроте ума шейха. Порой они кажутся преувеличенными, но они не безосновательны. Благодаря его дару возвышаться над обстоятельствами, эго и эмоциями, позволяя прежде всего,говорить мудрости и осознанности, его  желали видеть своим советником правители всех городов, в которых он искал убежище. Вот  пару подлинных историй.

Правительница Рейя Сайида, взяв под свое покровительство великого ученного, обрекла на себя немилость Махмуда.Сайида была женщина «целомудренная и праведная»,  происходила из царского рода дейлемитов. Махмуд, чтобы заполучить Сино  послал ей письмо: «Нужно, чтобы ты ввела хутбу и чеканила монеты на мое имя, а если не сделаешь это, то я возьму Рей». Словами Ибн Сино Сайида ответила: «Пока был жив муж, я опасалась, как бы ты и вправду не напал на Рей. Но когда он умер, эта забота ушла из моего сердца. Я сказала: «Султан Махмуд – царь разумный. Знает, что не годится идти войной на женщину. Если ты придешь, видит Бог, я в бегство не обращусь, разобью тебя и по всему миру разошлю гонцов, что я разбила Махмуда, который ранее разбил сто царей! Если же ты меня разобьешь скажут: «Махмуд разбил женщину».После такого ответа Махмуд отступил.

А вот еще история, произошедшая с шейхом, будучи  визирем приШамс ал-давля в Хамадане. Тюрки во главе с Масудом  взяли в плен сестру Ала ад-давли.

— Спаси мою честь! – просит он  в отчаяниеИбн Сину.

Ибн Сино пишет: «Масуд, если ты женишься на этой женщине, которая равна тебе по рождению, Ала ад-давля передаст тебе власть». Масуд женился, но Ала ад-давля продолжает воевать. Тогда Масуд прислал посла с условием прочитать письмо перед Ибн Синой, что отдает сестру исфаханского эмира на поругание солдатам. Ибн Сина пишет: «Хотя эта женщина и сестра Ала ад-давли, но теперь она – твоя жена, и даже если ты дашь ей развод, она останется твоей разведенной женой. Ревновать же подобает мужьям, а не братьям!».Масуд с почестями возвращает сестру.

Профессионализм, основанный на не доверии к самому себе, на чуткости, сравнимой с отношениями между пыльцой  и ветром,  на безграничной любви к истине дали Хусейну возможность быть впереди не только в понимании сути человеческих слабостей, но и в медицине.

Для того чтобы понимать как  далеко ушел  Ибн Сино от времени в котором он жил, приведем пример.  В Европе в XVI веке, то есть через 500 лет после Ибн Сины, в медицинских университетах логически обосновывали применение мака при лечении головных болей на том только основании, что головка мака… круглая, как и голова человека.

Ибн Сино  первый в истории медицины дал свою теорию зрения, оставив тонко разработанную глазную хирургию.

Ибн Сина первый в истории медицины дал точное классическое описание менингита. Американский невропатолог Кэмпстон сказал: «Вряд ли в наше время к этому описанию можно прибавить что-нибудь новое».

Описание у Ибн Сина плеврита, воспаление легких, астмы, туберкулеза так точно, что даже появление рентгена не внесло в него изменений.

Ибн Сина первый в истории медицины описал причину болезни и способы заражения  считавшейся в Европе до XIX века самой загадочной – бешенства. Только в 1804 году Цинке экспериментально доказал заразительность слюны больного. Одним из лучших лекарств от бешенства Ибн Сина считал питье, приготовленное из печени бешеной собаки. Лишь через много столетий это получило подтверждение,  — прививка!

Ибн Сина первый в истории медицины высказал предположение о заразности чумы, а также указал на переносчиков возбудителя заболевания – крыс. В Европе об участии крыс в распространении чумы сказал Иерсек в 1894 г.

Ибн Сина первый в истории медицины применил пальпацию печени и перкуссию (постукивание) при установлении диагноза.В Европе это впервые применил Л.Ауэнбруггер в XIX веке.

Ибн Сина же придумал щипцы и петлю для извлечения ребенка из чрева матери при родах.

Его способы вправления переломов костей действенны и по сей день и носят в большинстве случаев название «способ Авиценны».

Наблюдательность Ибн Сины-диагноста потрясающа. Вот уж поистине – подложи ему листок бумаги под сиденье, он скажет: «Или потолок стал ниже, или пол свыше!» Ибн Сина различал 15 видов боли, 48 видов пульса по десяти параметрам, 26 видов дыхания, 9 вкусовых признаков лекарств, 22 цвета мочи.

И  это только несколько примеров, подтверждающие эпохальность, сделанных  Авиценной открытий как ученного-врача.

Нашему сознанию сложно  осмыслить  вероятность изучения мира во всех его проявления. Ведь одной жизни нам едва хватает  для  достижений только  в одной сфере. А каково это когда  ты сам есть ответ, искатель и источник?

Всё в мире покроется пылью забвения!

Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:

Лишь дело героя да речь мудреца

Столетья пройдут, не изведав конца.

И солнце, и бури — всё выдержит смело

Высокое слово и доброе дело…

Ибн Сино  астроном проведет 8 лет в построенной им в Исфахане обсерватории, не предполагая завещает свои труды сначала О.Хайяму, а потом Улугбеку.Байхаки друг и сподвижник ученного напишет:  «Шейх установил такие приборы для астрономических наблюдений, каких никто до него не изобретал».

Ибн Сино музыкант — тонкий ценитель и знаток музыки станет  изобретателем популярного в Средней Азии струнно-смычкового музыкального инструмента — гиджака.

Ибн Сина поэт подарил миру прекраснейшие стихи  и создал новый литературный жанр, написав «Хайй ибн Якзан» во время своего тюремного заключения. Влияние нового жанра философской новеллы, притчи, поэмы ощутимо в «Божественной комедии» Данте, в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», в живописи Брейгеля и Босха.

Ибн Сино химик устранил путаницу, бывшую до него. И включил химию в состав естественных наук, потому что химия изучает «природу», — говорил он в XI (!) веке, — а не «мистику».

Сино психотерапевт даст основу  для таких наук, как нейрохирургия, неврология, психология, психиатрия.

Сино фармацевт в совершенстве владел 1200 лекарствами минерального происхождения и 1400 – растительного. Многими из  них мы пользуемся до сих пор.

А теперь закройте глаза представьте себя  ранним летним утром у себя в саду, где над головой свисают гроздья винограда. Сорвите одну ягоду и насладитесь сочным вкусом «хусайни» известного в Узбекистане сорта винограда, выведенного Ибн Синой.

Несмотря на все достижения великого ученного самые интересные открытия его ждали на пути самопознания. Вопросы, которые терзают каждое человеческое поколение, каждое духовное сердце, задавал себе и он. В чем смысл жизни? В чем главная слабость и сила индивида? Ответы Сины были глубокими, отражающими свет, но  воспользоваться во благо себе ими смогут  лишь  ищущие, познающие, желающие верить.

Земную жизнь он рассматривал как путешествие. От материального разума к нематериальному.Ибн Сино был  одним из сторонников  теории эманации- истечения мира от Бога, от нематериальных субстанций к материальным, где постепенное утяжеление материи – есть ни что иное, как предугадывание эволюционного характера становления мира. Проще говоря, это значит, что начало было дано Создателем в совершенстве, затем дальнейшее  развитие  живого и не живого эволюционировало, становясь результатом нашей с вами ответственности.

К четырем первоначалам мира: вода, огонь, воздух, земля – Ибн Сина прибавляет… человеческий разум, который может влиять на мир.

«Человек не вечен, но лучшие результаты деятельности его разума, вливаясь в общий поток духовных благ, превращаются в вечность. Выработанные им лучшие нравственные и интеллектуальные качества, мечты, идеалы подхватываются последующими поколениями и вдохновляют их на подвиги, на борьбу за счастливую жизнь. И все хорошее, что остается после каждого человека, каждого поколения, является их счастьем, их вкладом в дальнейшее усовершенствование общечеловеческой культуры, в борьбу за общечеловеческое счастье. Труд ни одной души не пропадет».

В современном обществе  науку и веру разделяют.  «Наука не подтверждает существование души», пусть скажет неверующий, а  ученный Хусейн Ибн Сино ответит ему:

                                                               Каждый образ и каждый исчезнувший след

В усыпальницу Времени лягут на тысячи лет.

И на круги свои наши годы когда возвратятся,

Сохраненное бережно явит всевышний на свет…

Существование души Сино воспринимал как абсолютную данность. А раз есть душа,значит,  наша жизнь не   ограничивается только нашим телом, нашим  социальным «Я» или кажущихся  неизбежными жизненными условиями.  Труд души — работа человека над своими лучшими качествами, вот что  главное. «Дух, — говорит Авиценна, — это труд ума и души, — единственная ценность, ради которой нужно и стоит жить. После гибели тела ЭТО не погибает, а продолжает существовать вечно». Дух – это сопричастность человеческого разума к Деятельному разуму –Абсолюту.

Значимость наших мыслей о самих себе и  о мире он широко демонстрировал, уделяя большое внимание психологическим факторам в лечение болезней. Своим пациентам он говорил: «Нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит».

«В ком воля есть и сильный дух, тот победит любой недуг.

Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…»

В трактате Ибн Сины «О Любви» он представляет стройную картину мира через теофанию- проявление Бога через Любовь.«Любовь – тоже одно из проявлений Бога, то есть Вечности»Любовь к красоте, «красота» в данном контексте как путь самосовершенствования, стремление к созидательному поднимает человека  до единения с Богом.

Хусейн любил жизнь. «Земная жизнь, земная любовь так прекрасны, так трудно вырваться из их объятий!» Он любил ее по настоящему, принимая жизнь такой, какая она есть без упреков и недовольств, не сетуя на свою  участь. Подумайте, а ведь  он ни разу в своей биографии не упомянул о Махмуде, будто и не было человека, преследовавшего его всю  жизнь.

Сино мечтал  о мире«где  идеальным концом будет чисто внутреннее страдание, когда отпадут такие его причины, как голод, войны, болезни и невежество, — останутся страдания совести, художественного и научного творчества, любви. Суть культурного процесса, писал он,– в постоянно увеличивающемся уничтожении объективного источника страдания».

Сино осознавал, принимал и не боялся…..  не боялся даже смерти. «Смерть – это когда гримасу страдания тяжелой надрывной земной жизни стирает с посиневших губ улыбка отдохновения. Оказывается, и страдания наши – всего лишь паутинка, которая с последним вздохом улетает в Космос и навечно остается там, зацепившись за какую-нибудь звезду».

Этими строками Сино видимо предвидел и свои предсмертные страдания. Он заболел в 1034 году куланджем (кишечные колики). Но и больного Ибн Сину Ала ад-давля таскал за собой, по походам. Хусейн продолжает работать сидя в седле, сгорбившись, он пишет  страницу за страницей 20-томной работы «Книга справедливости».

Смерть Авиценны окутана легендами.Возможно, потому что способности, таких как Сино, всегда вызывали у людей непонимание и даже страх. А все чего боятся, они наделяют мистическими характеристиками. Одна из легенд рассказывает о том как шейх, открыв способ бессмертия наказал своему ученику, после его смерти совершить 40  шагов, используя оставленные им снадобья, тем самым оживив его. Но,увы, ученик не запомнил последовательность. А намек на правду в этом домысле состоит в том, что на самом деле пару лет  с момента болезни Сино  сам себя выхаживал и казалось, шел на поправку. Но однажды доверив приготовления необходимого ему лекарства врачу эмира, который  увеличил дозу составляющих ингредиентов, он почувствовал резкое ухудшение. В этот раз надежды на спасение уже не было.

Еще один домысел гласит о том, что Сино злоупотреблял опиумом, что и привело его к смерти. Эта версия вызывает только лишь усмешку. Сино использовал опиум при сложных недугах. И возможно повинен в раскрытии перед людьми его пьянящих качеств. Но  своей жизнью он доказал, что душа его и тело  были всегда свободны от физических и духовных оков.

18 июня 1037 г. первую пятницу месяца рамазана «Ибн Сина омылся, — рассказывает Джузджани, — покаялся, раздал оставшееся имущество беднякам, исправил свои прегрешения перед теми, кого обидел, отпустил на волю рабов» и представился…

Незадолго  до смерти он напишет письмо? «Кому?»- спросите вы. -Богу. Да, да вы не ослышались«О аллах! Нет у тебя товарища, к которому я мог бы обратиться с просьбой. Нет у тебя везиря, которому я мог бы дать взятку…»  «Да, грешил я много. Большей частью осознанно. Но во всем следовал тебе!».Возможно, письмо  это предназначалось вовсе и не Богу, а нам с вами. Возможно, так Сино оставил нам с вами назидание- к каким поступкам мы бы себя не приводили, никогда не забывали спасать в себе Человека, осознающего свою ответственность перед собой, людьми и Всевышним…

В этой статье не удалось рассказать о Сине — генетике, изобретателе, механике, физике, лингвисте….но, возможно, удалось подвигнуть вас к этому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ислими — вид рельефной резьбы, зародившийся в Средней Азии. Характерная особенность данной резьбы — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие. Узор, как правило, представляет собой растительный или геометрический орнамент.

Пиала — не большая чаша без ручек, расширяющаяся к верху. Используется на Востоке для чаепития.

Ляган — большое блюдо с низкими бортами и плоским дном. Традиционно используется для подачи горячих блюд в Узбекистане.

Процесс создания керамического, фарфорового изделия базируется на трех важных этапах: формовка, роспись, обжиг. В связи с этим сохраняя общие характеристики, изделие, сделанное на заказ, будет содержать некоторые отличия в мелких деталях росписи и тональности цвета как результат ручного труда и индивидуального процесса обжига. По форме изделие может незначительно отличаться от описания в размерах до 2 см. Ручная формовка также предполагает допустимые отличия в форме мелких деталей: бортики, ножки, крышки.
При заказе более трех наименований одного вида товаров, предполагаемые сроки изготовления будут подтверждены индивидуально администратором.

В искусстве Узбекистана гранат- традиционный символ, олицетворяющий плодородие, изобилие и любовь в семье.

Точечная техника- одна из современных техник росписи керамики.Сложность техники состоит в том,что каждая точка орнамента наносится мастером по отдельности. Каждая точка- это часть разнообразного и красочного узора.

Урдак-старинная форма чайника в форме утки. Исторически утка символизирует плодородие и  гармонию мира, так как связана с землей, водой и небом.

Коса — глубокая чаша без ручки. Традиционно используется в  Узбекистане для подачи жидких горячих блюд.

Паргори — вид рельефной резьбы. Основу разновидности составляет тонкая фоновая резьба в форме геометрической сетки из кругов, квадратов, треугольников.

Изделие, сделанное на заказ, может отличаться природным оттенком древесины. Различия в узоре резьбы, сохраняя общие характеристики, могут составлять до 1 см в размерах, а также неповторимости мелких элементов узора. В случае если работа будет дополнена ручной росписью, сохраняя общие характеристики, рисунок будет содержать некоторые отличия в полутонах и в форме мелких деталей росписи.

Ислими — вид  растительного орнамента.  Характерная особенность резьбы в стиле «ислими» — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд», включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей. 

Абру-бахор – древняя техника, зародившаяся в Бухаре и в переводе обозначающая «весенние облака». Суть техники заключается в нанесении рисунка путем смешения различных красок. В результате достигается мраморный оттенок с плавными и в тоже время непредсказуемыми переходами от одного цвета к другому. Источники рассказывают, что на полученных фонах раньше писались указы бухарских правителей, оформлялись обложки книг. Со временем технику «абру-бахор» из Бухары переняли в Индию, Иран и Турцию. Особенно популярен «абру-бахор» был в XV-XVII века. Особую роль в сохранении и совершенствовании данной техники сыграли художники не только Узбекистана, но и Турции.

Чикма или чизма — техника формирование композиции, узора на еще мокрой глине. Сложность техники заключается в способности мастера нанести орнамент, продуманный с математической точностью в короткий промежуток времени, пока не высохла глина.

Сайра Кельтаева заслуженный деятель искусств Узбекистана и Казахстана. Картины художника — это неповторимые образы чаще всего женщин, застенчивых, красивых, соблазнительных, задумчивых, бунтовщиц, наложниц, воительниц и затворниц. Через все образы говорит сильный, отважный, порой надломленный, но героический характер. Картины Сайры уносят в красочное прошлое, представляя женщину как самую непостижимую загадку человечества.

Кандакори — разновидность надрезной чеканки с углубленным рельефом. Глубина рисунка варьируется от 0,5 мм до 3 мм.

Как не бывает двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и ткани, выкрашенные и созданные вручную невозможно сделать абсолютно одинаковыми. В связи с этим просим учесть, что в  описании изделия   с использованием ткани в технике «абрбанд» указан доминирующий цвет изделия. В   изготовлении повторного заказа будет взят  цветовой доминант исходного. Построение абрового  орнамента, второстепенные цвета и полутона  могут отличаться от исходного экземпляра.

В случае использования в изготовлении изделия тесьмы ручного плетения –джияк, ее  оттенок будет иметь схожие цветовые характеристики с исходным экземпляром. Орнамент   каждого «джияка» неповторим.

В своих работах мастера могут использовать в качестве дополнительного  оформления винтажные ткани и фурнитуру в единичном экземпляре. В этом случае заказ будет изготовлен в максимальном соответствии с заявленными параметрами и подбором схожей ткани и фурнитуры.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд»  включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей.

Эксельсиор — тонкая, прозрачная, гладкая, шелковая ткань.

Батик —  техника ручной росписи по ткани. В переводе с индонезийского  языка батик значит «покрывать каплями».

 

Чугурма – национальный головной убор  мужчин Хорезма. Изготавливают чугурму из  длинношерстного каракуля. В былые времена чугурма  была идеальным  элементом  одежды, спасавшим  летом от знойного солнца, а зимой от холода. Черные расцветки одевали местные состоятельные мужчина, а белые давали одевать почетным гостям. В наши дни  чугурма по-прежнему популярна  среди гостей  Хорезма, как  один из символов города.

Каракуль — это мех, снятый с ягнят обычно на третьи сутки после рождения. Благодаря индивидуальному узору завитков каждой каракулевой шкурки, все модели из каракуля можно назвать эксклюзивными. Самыми лучшими разновидностями каракуля считаются : узбекский, афганский и южно-африканский.

Гирих – разновидность орнамента в восточном искусстве, представляющая собой геометрические узоры с пересекающимися линиями, узлами и точками.

Click if you want change language to English.

Симург- фантастическая птица в мифологии народов Средней Азии и Ирана. Симург олицетворяет справедливость и счастье. Образ Симурга ассоциируется с благим покровительством.

Сюзане-это вышитый вручную текстиль. В Узбекистане сюзане признано одним из самых древних видов рукоделия.

Афросиаб— название старинного города в Северной части Самарканда, известного также как Мараканда.

Тумор— треугольная форма старинного оберега. Как правило в форму тумора вшивалась молитва.

Миниатюра- особый вид изобразительного искусства, представляющий собой мелкие и красочные иллюстрации сцен битв, охоты и пиров из исторических хроник. В былые времена рукописные книги и манускрипты на Востоке, как правило украшались миниатюрами. Постановка сюжета миниатюры красноречива. Всего лишь одна иллюстрация способна рассказать целую историю. Родоначальником узбекской миниатюры считается Камолиддин Бехзад.

Ироки-ручная техника вышивки сюзане. Ироки вышивается плотным крестом или полукрестом скрученными нитями,что придает узору зернистую поверхность.Композиция в технике ироки заполняет узором все рабочее пространство, не оставляя и кусочка ткани свободным. Каждый стежок настолько безупречен, что издалека работа создает впечатление гладкого печатного рисунка на ткани. Преимущественно техника используется мастерами города Шахрисабз.

РУЧНАЯ ВЫШИВКА-СЮЗАНЕ
В силу ручного окрашивания шелковых нитей заказанный экземпляр допускает отхождения от представленного в тональностях цвета. Ткань-основа для вышки, окрашенная вручную также может допускать отличия в полутон. Узор вышивки, сохраняя общие характеристики, допускает отличия в мелких деталях.

Метал

Заказанный экземпляр, сохраняя общие характеристики допускает небольшие отхождения от представленного в оттенках метала, размерах изделия и элементах  узора как результат ручного труда.