«Обвязанное облако»- секреты мастерства Оставить комментарий

«Усилие показалось тебе бесплодным? 
Слепец, отойди на несколько шагов… 
Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? 
Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их… 
Прекрасный танец рождается из умения танцевать.» 
Антуан де Сент Экзюпери.

С каких еще, если  ни с точных фраз великого писателя можно было начать рассказывать о мастерстве и необъятном труде, что хранит в себе процесс изготовления тканей в технике «абрбанд».Сколько скрыто за кулисами……. борьба за качество, возобновленные техники, бесчисленные этапы и многое другое. Нашим проводником в мир «узбекских тканей»  согласился стать Азиз Муртазаев. Азиз постиг все секреты регионального ткачества проработав  долгое время в небезызвестной фабрике по изготовлению всевозможных видов тканей «Едгорлик» в Ферганской долине. 

Но окончательное посвящение в орден «экспертов по изготовлению тканей» Азиз получил, начав сотрудничество с потомственным ткачом Расулом Мирзаахмедовым. Мастер Расул и его семья первопроходцы во многих смыслах этого слова. Именно этой семье мастеров принадлежит возрождение забытой некогда техники изготовления бархата в технике абрбанд — «ало-бахмаля». Работы Расула Мирзаахмедова привлекли дизайнеров высокой моды. И он стал первым, кто в сотрудничестве с титулованным дизайнером Оскаром де ла Рента представил ткани в технике «абрбанд» модному миру. И это было только начало. 

Дабы ближе к источнику передать читателю все то, что удалось выяснить о секретах изготовления узбекских тканей далее публикуем интервью Азиза Муртазаева в рамках состоявшегося диалога.

Торговля узбекскими тканями известна еще со времен Шелкового пути, но о том, когда именно и как зарождалось это ремесло на нашей земле известно мало. Тем не менее, существует например, версия, что некогда переселенцы иранского происхождения из Мерва привезли эту технологию на наши земли. Известно ли вам что ни будь об исторических фактах зарождения техники «абрбанд» в Узбекистане?

А.М: – Давайте начнем с того, что обладателями данной техники является также Индия, Япония, Китай и Иран в том числе. Теперь давайте посмотрим на различие, между одной казалось бы техникой у разных народов. Техника «абрбанд» в Узбекистане отличается от всех других сложностью построения узора, способом окрашивания и широким спектром цветовой гаммы. Если б была какая-то историческая взаимосвязь с какой-то школой, то ее отголоски сохранились бы и сейчас. Но что мы видим? Узоры, созданные узбекскими мастерами — это мотивы окружающей нас флоры и фауны. А индийские, например узоры — это больше геометрические формы. Касательно версии об иранских переселенцах, то не думаю, что формирование узбекской школы — это их заслуга. Почему же теперь в Иране данная отрасль не развивается на конкурентоспособном уровне. Я был в этих странах, изучал их школы и поверьте, я знаю о чем говорю. Одновременно я не буду отрицать, что чей-то опыт возможно в этом ремесле послужил для нас фактором развития. Но только фактором. Потому что узбекская школа самобытна и формировалась путем проб и ошибок, набивая свои шишки, создавая свои секреты.

Узбекские ткани с абровым узором во всем мире называют «икат». Само слово, как известно, происходит от индонезийской техники ткачества. Как правильно называется техника создания узора на тканях в Узбекистане?

А.М: Техника «икат» в Узбекистане называется «абрбанд». С персидского «абр» – облако, «банд» — обвязывать. Название техники полностью отражает ее суть.

За последние несколько лет узбекские ткани начали пользоваться особой популярностью. Но название тканей часто путают даже сами дизайнеры. Давайте раз и навсегда поставим точку в этих скитаниях по терминам. Например, всем известный адрас. Правда ли что само слово «адрас» значит сочетание хлопка и шелка. Если да, то в таком случае не корректно будет хлопчатобумажную ткань с абровым рисунком называть адрасом, не так ли?

А.М.- Вы абсолютно правы. Адрас— это когда для утока используется хлопок, основа-шелк и техника переплетения – двухпедальная. Именно сочетание хлопковых и шелковых нитей делает адрас адрасом. Но процентное сочетание нитей может быть разное. Например 70% шелка и 30 % хлопка или наоборот. Это зависит от предназначения ткани. Если речь идет о ткани для одежды, то здесь, чтоб ткань была легкой и приятной для тела необходимо использовать 70% шелка и 30% хлопка. Использование тканей в интерьере предполагает 40% шелка и 60% хлопка. Ткань соответственно будет более тяжелой, что и требуется для использования в данной сфере. Что касается хлопчатобумажной ткани в технике «абрбанд» — это не адрас. Изготовлением х/б ткани мы начали заниматься в 2010 году и за ней закрепилось название «боз», аналог русского слово «бязь». Тем самым наиболее уместным названием для этой ткани будет икатовая «бязь» или «боз».

В продолжение темы разъясните пожалуйста, состав тканей «шойи», «бекасам», «бахмаль».

А.М.- Бекасам — это полосатая ткань. Составляющие могут быть разные. Например: вискоза с хлопком или шелк с хлопком. А вот в советское время «бекасам» ткали из хлопковых и полиамидных (синтетические волокна, отличающиеся высокой стойкостью к воздействию внешней среды) волокон.

К слову о «бекасаме». Если не ошибаюсь, он очень схож с тканью «банорас»?

А.М:- Да можно сказать и так. Внешне они очень похожи. Но в изготовлении «банораса» преимущественно используется хлопок. А применяют ткань в основном для пошива легких чапанов. Хочу назвать еще пару тканей схожих с вышеупомянутыми. Первая — это «алача». Для нее также характерен полосатый узор. Но она имеет региональную принадлежность и используется в основном в Хорезме. Вы и сейчас, посетив Хорезм можете увидеть чапаны из алачы, надетые солистами вокальных или танцевальных групп. Вторая-это ткань «партача» с полосатым узором. В прежние времена ткань использовали как для халатов, так и для пошива паранджи среди женщин среднего и ниже среднего достатка. Теперь перейдем к другим названиям тканей, упомянутых вами. « Бахмаль» — это бархат. Уток в изготовлении «бахмаля» составляют хлопчатобумажные нити, а основу-шелк. Усложненная техника изготовления «бахмаля» отличается от всех остальных. Именно она делает бархат бархатом. И конечно «шойи» это 100% шелк. Это можно почувствовать, едва прикоснувшись к ткани. Она воздушная и гладкая.

Теперь, когда мы определились с базовыми понятиями давайте перейдем непосредственно к технике. Несмотря на сложность всего процесса изготовления тканей, все же попрошу вас хотя бы вкратце, если это возможно рассказать о нем.

А.М: Изготовление тканей начинается с работы фермеров. В апреле месяце они собирают грены (яйца) тутового шелкопряда. Рассортировав их в количестве примерно по 20 гр. в маленькие коробочки, они передают их в руки тех, кто непосредственно будет заниматься разведением гусениц. На следующем этапе начинается уход за гусеницами. Для их содержания соблюдается специальный тепловой режим от 20 до 25°C. Кормят их надо признать как в лучшем «гусеничном ресторане». Это должны быть первые листья тутовника и непременно сорванные до первого дождя. Гусеница живет около 40 дней. К середине мая она начинает себя обматывать шелковыми нитями. Когда обмотка завершена и гусеница впадает в спячку, необходимо ее умертвить. Очень важно не допустить выход бабочки наружу, иначе кокон будет испорчен. Умертвляют гусениц, как правило, при помощи горячего пара. Затем переложив шелковые саркофаги в котел с горячей водой, при помощи механических станков находят кончики нитей, с которых можно начать разматывать весь кокон. 
Затем в зависимости от необходимости от того какая ткань будет плестись формируется толщина нити. У каждой толщины нити своя нумерация. Например, для работы в технике «абрбанд» необходима трехслойная нить № 310 или № 429. 
Вот на этом этапе когда толщина нити сформирована, ее покупает мастер — ткач. Купив нить, он отдает ее на очищение от серицина (жидкость гусеницы, склеивающая кокон). Затем нити отбеливаются и перематываются на катушку. После этого нить попадает в руки мастера «давракат», который ставит необходимую длину и количество нитей на станке под названием «давра» для плетения того или иного размера ткани. Нити устанавливают пучками (либитами). В каждом либитеот 15 до 40 штук нитей. Следовательно, давракату необходимо установить от 2000 до 4000 нитей или 100 либитов. 
Завершив свой этап работы, давракат передает растянутые в длину нити другому мастеру для начала процесса под названием «кат» — слой. Задача мастера «катчи». заключается в том, чтобы сформировать из представленной длины нитей необходимое количество слоев для плетения. 

После того как все предварительные этапы подготовки нитей завершены к делу приступает «чизмачи»- художник. Следует подчеркнуть какая важная перед ним стоит задача. Он не может рисовать произвольно под влиянием музы как другие художники. Здесь нужен точный расчет размещения узора на определенную длину и ширину тканей. На этом же этапе «чизмачи» совместно с главным мастером определяет цветовую гамму ткани.

Общеизвестный факт, что в прежние времена представителями «чизмачи» были только мужчины. Так ли строго это традиция соблюдается и по сей день?

А.М: С конца 19- нач. 20 века рисованием стали заниматься не только мужчины, но и женщины. В наши дни это не имеет никакого значения. Важны способности и талант.

Цветовая гамма узбекских тканей не поддается воображению. Каким образом происходит окрашивание?

А.М: Самое главное в национальном подходе окрашивания тканей — это поэтапность. Окрашивание начинается с самых светлых цветов. Например, в ткани три цвета желтый, красный и черный. Начнем с желтого цвета, затем красный и черный в конце.

Окрашенный участок необходимо сначала промыть. Промывать необходимо после каждого цвета. Это один из факторов, от которого в будущем зависит, будет ли линять ткань. А затем обвязывать его, тем самым обезопасив от попадания краски во время окрашивания другими цветами остальные участки ткани. Издревле окрашенные участки туго обвязывались хлопковыми нитями. Но тот процесс был более дорогостоящий и кропотливый. Сегодня для обвязывания мы используем скотч и специальные станки, чтобы ускорить процесс. Если б процесс обвязывания делался вручную как в прежние времена, то только этот этап занимал бы не меньше трех дней. После того когда один цвет окрашен и обвязан. Мы открываем другой обвязанный, но еще не окрашенный участок и окрашиваем в таком же порядке его.
Эта процедура проделывается с каждым цветом.

Какими натуральными красителями создаются основные цвета? И имеет ли значение, окрашена ткань натуральными красителями или искусственными?

А.М: Среди натуральных красителей классическими являются кожура граната, шелуха лука (желтый), марена красильная (ярко красный цвет), индиго (синий, фиолетовый), кошинель(красный) и другие. При умелом сочетании этих красителей можно получить много разных цветов. Например, чтобы получить зеленый цвет, мы сочетаем шелуху лука и индиго. А чтоб получился коричневый мы должны смешать марену и индиго. Надо признать, что трендовые цвета сложнее создать натуральными красителями. Здесь допустимо использовать химические красители высокого качества. Хотелось бы сделать акцент, что именно высокого качества химические красители не будут вредны для человека. На этом нельзя экономить. В будущем это соблюдение этого условия будет отражаться в окончательной цене продукта.

То есть такая ткань, которая была правильно окрашена она будет стоить дороже и не будет линять?

А.М:— Я не могу поручится за то, что все ткани, изготавливаемые нами не будут линять. Это ручной труд и соответственно человеческий фактор. Но мы прикладываем максимум усилий, чтоб достигнуть самого высокого качества ткани.

 Какой вид чистки вы порекомендуете для всех тканей в технике «абрбанд» ?

А.М: Ручная стирка в прохладной воде (не более 30 °C) или сухая химчистка.

И теперь самый насущный вопрос для покупателей есть ли какие-то хитрости, благодаря которым можно отличить хорошую ткань от плохой?

А.М: К сожалению в этом вопросе не просто сориентироваться. Ткань, в которой больше шелка, для изготовления которой использованы дорогие красители она дороже. Конечно — это не самый надежный критерий. Поэтому можно также обратить внимание на сложность узора и цветовую гамму. Сложную ткань во всех пониманиях делают немного, максимум 200 метров. Ткань, на которую ушло меньше средств и усилий производят до 400 метров.

Вот такой разговор у нас сложился с гуру своего дела, экспертом Азизом Муртазаевым. Несмотря на то, что в ходе беседы удалось затронуть не все интересующие нас вопросы, мы рады что смогли узнать много нового. В конце беседы Азиз добавил: «Мы не гонимся за каждым покупателем, который хочет купить национальную ткань. Наш покупатель тот, кто хочет разобраться в качестве, эстет и ценитель. И именно покупая ткань в технике «абрабанд» стоит быть предвзятым».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ислими — вид рельефной резьбы, зародившийся в Средней Азии. Характерная особенность данной резьбы — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие. Узор, как правило, представляет собой растительный или геометрический орнамент.

Пиала — не большая чаша без ручек, расширяющаяся к верху. Используется на Востоке для чаепития.

Ляган — большое блюдо с низкими бортами и плоским дном. Традиционно используется для подачи горячих блюд в Узбекистане.

Процесс создания керамического, фарфорового изделия базируется на трех важных этапах: формовка, роспись, обжиг. В связи с этим сохраняя общие характеристики, изделие, сделанное на заказ, будет содержать некоторые отличия в мелких деталях росписи и тональности цвета как результат ручного труда и индивидуального процесса обжига. По форме изделие может незначительно отличаться от описания в размерах до 2 см. Ручная формовка также предполагает допустимые отличия в форме мелких деталей: бортики, ножки, крышки.
При заказе более трех наименований одного вида товаров, предполагаемые сроки изготовления будут подтверждены индивидуально администратором.

В искусстве Узбекистана гранат- традиционный символ, олицетворяющий плодородие, изобилие и любовь в семье.

Точечная техника- одна из современных техник росписи керамики.Сложность техники состоит в том,что каждая точка орнамента наносится мастером по отдельности. Каждая точка- это часть разнообразного и красочного узора.

Урдак-старинная форма чайника в форме утки. Исторически утка символизирует плодородие и  гармонию мира, так как связана с землей, водой и небом.

Коса — глубокая чаша без ручки. Традиционно используется в  Узбекистане для подачи жидких горячих блюд.

Паргори — вид рельефной резьбы. Основу разновидности составляет тонкая фоновая резьба в форме геометрической сетки из кругов, квадратов, треугольников.

Изделие, сделанное на заказ, может отличаться природным оттенком древесины. Различия в узоре резьбы, сохраняя общие характеристики, могут составлять до 1 см в размерах, а также неповторимости мелких элементов узора. В случае если работа будет дополнена ручной росписью, сохраняя общие характеристики, рисунок будет содержать некоторые отличия в полутонах и в форме мелких деталей росписи.

Ислими — вид  растительного орнамента.  Характерная особенность резьбы в стиле «ислими» — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд», включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей. 

Абру-бахор – древняя техника, зародившаяся в Бухаре и в переводе обозначающая «весенние облака». Суть техники заключается в нанесении рисунка путем смешения различных красок. В результате достигается мраморный оттенок с плавными и в тоже время непредсказуемыми переходами от одного цвета к другому. Источники рассказывают, что на полученных фонах раньше писались указы бухарских правителей, оформлялись обложки книг. Со временем технику «абру-бахор» из Бухары переняли в Индию, Иран и Турцию. Особенно популярен «абру-бахор» был в XV-XVII века. Особую роль в сохранении и совершенствовании данной техники сыграли художники не только Узбекистана, но и Турции.

Чикма или чизма — техника формирование композиции, узора на еще мокрой глине. Сложность техники заключается в способности мастера нанести орнамент, продуманный с математической точностью в короткий промежуток времени, пока не высохла глина.

Сайра Кельтаева заслуженный деятель искусств Узбекистана и Казахстана. Картины художника — это неповторимые образы чаще всего женщин, застенчивых, красивых, соблазнительных, задумчивых, бунтовщиц, наложниц, воительниц и затворниц. Через все образы говорит сильный, отважный, порой надломленный, но героический характер. Картины Сайры уносят в красочное прошлое, представляя женщину как самую непостижимую загадку человечества.

Кандакори — разновидность надрезной чеканки с углубленным рельефом. Глубина рисунка варьируется от 0,5 мм до 3 мм.

Как не бывает двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и ткани, выкрашенные и созданные вручную невозможно сделать абсолютно одинаковыми. В связи с этим просим учесть, что в  описании изделия   с использованием ткани в технике «абрбанд» указан доминирующий цвет изделия. В   изготовлении повторного заказа будет взят  цветовой доминант исходного. Построение абрового  орнамента, второстепенные цвета и полутона  могут отличаться от исходного экземпляра.

В случае использования в изготовлении изделия тесьмы ручного плетения –джияк, ее  оттенок будет иметь схожие цветовые характеристики с исходным экземпляром. Орнамент   каждого «джияка» неповторим.

В своих работах мастера могут использовать в качестве дополнительного  оформления винтажные ткани и фурнитуру в единичном экземпляре. В этом случае заказ будет изготовлен в максимальном соответствии с заявленными параметрами и подбором схожей ткани и фурнитуры.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд»  включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей.

Эксельсиор — тонкая, прозрачная, гладкая, шелковая ткань.

Батик —  техника ручной росписи по ткани. В переводе с индонезийского  языка батик значит «покрывать каплями».

 

Чугурма – национальный головной убор  мужчин Хорезма. Изготавливают чугурму из  длинношерстного каракуля. В былые времена чугурма  была идеальным  элементом  одежды, спасавшим  летом от знойного солнца, а зимой от холода. Черные расцветки одевали местные состоятельные мужчина, а белые давали одевать почетным гостям. В наши дни  чугурма по-прежнему популярна  среди гостей  Хорезма, как  один из символов города.

Каракуль — это мех, снятый с ягнят обычно на третьи сутки после рождения. Благодаря индивидуальному узору завитков каждой каракулевой шкурки, все модели из каракуля можно назвать эксклюзивными. Самыми лучшими разновидностями каракуля считаются : узбекский, афганский и южно-африканский.

Гирих – разновидность орнамента в восточном искусстве, представляющая собой геометрические узоры с пересекающимися линиями, узлами и точками.

Click if you want change language to English.

Симург- фантастическая птица в мифологии народов Средней Азии и Ирана. Симург олицетворяет справедливость и счастье. Образ Симурга ассоциируется с благим покровительством.

Сюзане-это вышитый вручную текстиль. В Узбекистане сюзане признано одним из самых древних видов рукоделия.

Афросиаб— название старинного города в Северной части Самарканда, известного также как Мараканда.

Тумор— треугольная форма старинного оберега. Как правило в форму тумора вшивалась молитва.

Миниатюра- особый вид изобразительного искусства, представляющий собой мелкие и красочные иллюстрации сцен битв, охоты и пиров из исторических хроник. В былые времена рукописные книги и манускрипты на Востоке, как правило украшались миниатюрами. Постановка сюжета миниатюры красноречива. Всего лишь одна иллюстрация способна рассказать целую историю. Родоначальником узбекской миниатюры считается Камолиддин Бехзад.

Ироки-ручная техника вышивки сюзане. Ироки вышивается плотным крестом или полукрестом скрученными нитями,что придает узору зернистую поверхность.Композиция в технике ироки заполняет узором все рабочее пространство, не оставляя и кусочка ткани свободным. Каждый стежок настолько безупречен, что издалека работа создает впечатление гладкого печатного рисунка на ткани. Преимущественно техника используется мастерами города Шахрисабз.

РУЧНАЯ ВЫШИВКА-СЮЗАНЕ
В силу ручного окрашивания шелковых нитей заказанный экземпляр допускает отхождения от представленного в тональностях цвета. Ткань-основа для вышки, окрашенная вручную также может допускать отличия в полутон. Узор вышивки, сохраняя общие характеристики, допускает отличия в мелких деталях.

Метал

Заказанный экземпляр, сохраняя общие характеристики допускает небольшие отхождения от представленного в оттенках метала, размерах изделия и элементах  узора как результат ручного труда.