Узбекский фарфор. Быль иль небыль. Оставить комментарий

Как и многие жители Узбекистана, я привыкла с детства к обитанию в доме национальной фарфоровой посуды: ляганы, чайники, тарелки и многое другое, украшенное таким родным узором «пахта». И никогда не задумывалась, почему таланты местных мастеров раскрылись в считанных полюбившихся всему народу формах и орнаментах фарфоровых изделиях. В чем причина отсутствия белого как хлопок орнаментально разнообразного узбекского фарфора на наших столах? В этих и не только вопросах я попыталась разобраться с помощью члена академии художников Узбекистана, искусствоведа и искусного мастера по фарфору — Даминова Гайрата Рахимджановича.

Немного истории. По одной из версий фарфор появился на азиатских землях благодаря культурным интересам любимой жены Амир Тимура Сарап-Мульк-Ханым. Именно она по одной из версий пригласила мастеров по фарфору из поднебесной, где фарфоровое ремесло упоминается уже с 4 в н.э. (некоторые источники указывают и более ранние сроки).

Еще по одной из версий техника фарфора на азиатские земли была принесена династией Юань (1280-1386 гг). Немаловажен тот факт, что и для китайских мастеров знакомство с местной культурой не прошло незаметно. Во времена Миньской династии китайский фарфор приобретает новый синий цвет. И все это благодаря раскрывшемуся для них применению «мусульманской кобальтовой синьки». Между тем, нельзя не отметить, что взаимообмен происходил знаниями и между керамистами-формовщиками. Привыкшие к изготовлению удобной в быту, так скажем «жизненной» керамической посуды, местные мастера все же перенимают более изящные китайские формы. Важно отметить, что этот этап в керамическом развитии обеих культур оставит неизгладимое столетиями сходство между фарфоровыми изделиями мастеров Китая и Средней Азии.

Несмотря на успех в работе с новым фарфоровым сырьем, дальнейшее изготовление фарфора у местных мастеров не заладилось. На место фарфоровых изделий пришли фаянсовые более легкие в обработке и менее дорогостоящие. В дальнейшем необходимость в более утилитарных формах, как например кувшины для комфортного совершения обряда «намаз», также вероятно в силу отсутствия широких природных возможностей добычи необходимого сырья вернули керамический промысел к продолжению изготовления глиняной посуды.

Между тем желание свести воедино белизну фарфора и практичность посуды не оставило местных керамистов и привело к освоению прозрачной свинцовой глазури «белая ангоба». Глазурь позволяла создать идеальный фон для художника и имела внешнее сходство с фарфором.

Последующее шествие фарфора по узбекской земле продолжилось в 19-20 вв. Сначала, благодаря заказам Средней Азии российским фарфоровым заводам Гарднера, Дулево (позже они продолжают работать в составе товарищества фарфорово-фаянсовых заводов М.С. Кузнецовых). В Азию также поставляли свой товар мастерские Орлова и Иванова, братьев Храпуновых, братьев Корниловых и Батениных.

Знатоки и истинные ценители фарфора отмечают, что именно для Средней Азии, учитывая ее самобытность, изготавливался самый живописный и яркий товар. В роспись посуды для восточных клиентов также была введена надпись и датировка на арабском языке.

Фарфоровое товарищество М.С.Кузнецовых для Средней Азии

В 1953г. в Ташкенте запускается первый в Средней Азии фарфоровый завод. И на этой ноте неоконченной фарфоровых изысканий я обратилась к одному из основоположников современного фарфорового промысла в Узбекистане к Даминову Гайрату Рахимджановичу.

А начиналась история настоящего мастера с увлечения мальчика рисованием. Очевидные таланты ребенка сподвигли родителей отдать его на обучение в художественное училище им. П.П. Бенькова. Затем он поступает в Ташкентский архитектурно- строительный институт. Следующий этап в жизни сформировавшегося художника это работа в вышеупомянутом фарфоровом заводе в Ташкенте с 1977 по 1995 гг.

Рассказывая о том, как все начиналось, Гайрат ака с благодарностью вспоминает мастеров по фарфору из России и Белоруссии, приехавших в Ташкентский завод для обучения новому ремеслу сформировавшихся, но никогда доселе не имевших дела с фарфором, керамистов и художников. Все новое местными мастерами на диву наставникам усвоилось быстро. Приобретенные навыки, положенные на любовь к ярким краскам и восточную изобретательность привели к неповторимым, самобытным фарфоровым изделиям.

«Самарканд» Г.Даминов

К тому времени в международной фарфоровой отрасли уже получил высокую оценку костяной фарфор, приготовленный на основе костяной золы крупного рогатого скота. Главными его преимуществами стали белизна, термостойкость, следовательно, прочность и просвечиваемость. Для достижения тех же результатов, что и при использовании костяной золы, узбекские мастера во главе с Ризаевым Анваром – кандидатом химических наук, изобрели свое ноу-хау. Секрет нового изобретения заключался в добавлении в фарфоровую глину одеревеневших стеблей хлопчатника — гузапая́. Новое изобретение в тандеме с уже главным художником завода (с 1982 г.) Гайратом Даминовым было успешно апробировано. Результат превзошел все ожидания. «Даже пальцы просвечивали»- говорит Гайрат ака, вспоминая белый как снег и легкий как пух узбекский фарфор. Дальнейшее внедрение инноваций требовало материальных вливаний. В 1991 г. завод приобретает статус акционерного предприятия. У руля правления становятся люди лишь отдаленно имеющие представление о фарфоре. Очень скоро завод прекращает свое существование. Уникальное изобретение местных виртуозов остается без внимания.

Говоря о времени существования завода, мастер также отмечает, что высокий уровень в работе был достигнут благодаря высококачественному сырью, которое поставлял Дулевский Красочный завод. В обязанности Дулево входило обеспечение красками 58 фарфоровых и фаянсовых заводов на территории всего СССР. Фарфоровая глина и другие компоненты поступали из Украины и других российских заводов.

«Голубой тумор»

Необходимо особо подчеркнуть, что тема сырья является сложным вопросом, когда речь идет о его добычи в Узбекистане. Дело в том, что белизну фарфору придает высокое содержание каолина. Фарфоровое сырье, добытое в Узбекистане, содержит в виде мельчайших частиц окись железа. В результате чего, на изделиях появляются темные рассредоточенные точки — мушки, которые снижают белизну и ухудшают внешний вид изделия. Следовательно, добытый здесь исходный материал должен быть очищен и обогащён надлежащей фильтрацией от окрашивающих примесей. Ну а это в свою очередь требует введение инноваций и усовершенствования технической базы отрасли. В Узбекистане, например в городе Ангрене, уже начали работу подобного рода проекты, организованные совместно с иностранными инвесторами.

Все услышанное позволило мне сделать следующий вывод, Узбекистан может успешно развивать фарфоровый промысел в разных направлениях. Для достижения успеха в этом деле у нас есть немного, говоря о технической и сырьевой базе, но пример Ангрена свидетельствует об успешной решаемости вопроса. И в то же время у нас есть так много, говоря о мастерстве, которое складывалось столетиями у местного населения, о тонком чувстве красоты и о высоком потенциале в достижении конкурентоспособных вершин в ремеслах, требующих терпения и усердия.

Ляган с традиционным узором «пахта»

Ну и еще одна тайна, возникшая в годы деятельности Ташкентского завода состоит в том, кто же является автором знаменитого узора «пахта» с которым так тесно ассоциируется узбекский фарфор. Гайрат ака поведал нам о том, что создание узора принадлежит Р. Арифджанову. Но в силу сложности конструкции узора, был разработан упрощенный вариант « пахты» Я. Карабаевым для массового изготовления.

Гайрат ака любит повторять слова М.В. Ломоносова: «Высшее достижение керамики – фарфор». Бесспорно фарфор – самая благородная керамика. Но и внутри своей группы фарфор имеет иерархию. Как уже было отмечено раннее наиболее ценный фарфор – это имеющий идеальную белизну. Ценность фарфора определяется и по его «пению»: чем звонче и длиннее звук при постукивании, тем лучше изделие.

В силу ценности фарфора на рынке порой возникают ситуации, когда фаянсовые изделия выдают за фарфоровые. В помощь в таких ситуациях важно знать, что донное кольцо у фарфорового изделия белое и не покрытое глазурью. Это объясняется тем, что при производстве фарфора изделие подвергается обжигу несколько раза. Поскольку температура обжига фарфора гораздо выше, чем у фаянсовых изделий глазурь с донышка обязательно счищается, иначе расплавившись, она приклеит изделие к подставке. Фаянс же покрывается глазурью полностью, поскольку его структура пористая и глазурь служит своеобразным защитным слоем на изделии. Фаянсовые изделия также менее долговечны. Со временем на них появляются трещины, и внутренняя поверхность тускнеет.

И все ж цена у белого как сахар фарфора бывает разной. И причина не всегда очевидна. В руках Гайрат ака держит две пиалы в одной та, что сам расписывал вручную, во второй одна из тех, что называется «деколь»- способ нанесения печатных изображений. Ну что говорить, рисунок нанесённый мастером вручную — живой. Цветочный орнамент дает ощущения цветка в руке, красочные перцы делают пальцы рук горячими, а райские птицы придают чаю непередаваемые вкусовые качества. По словам Гайрат ака, отличить ручную роспись от деколя вполне просто. Ручная роспись это человеческий фактор. Если деколь и трафарет это идеально вычерченное изображение, то в ручной росписи каждая грань узора, лист, веточка, как на живом кусте различаются размером, насыщенностью цвета. Каждый раз рука мастера делает разный забор красок, каждая секунда для человека в отличие от машины приносит что-то новое и позволяет создавать больше оттенков и форм.

«Малиновый атлас».Г.Даминов

Для того чтоб готовый шедевр оставался таковым, впереди у мастера несколько этапов обжига. Каждый цвет требует свою температуру и количество обжигов. Гайрат ака обжигает свои работы до 5 раз при температуре 1350 градусов. Надо отметить, что менее качественные фарфоровые изделия обжигаются и при 950 градусах или меньшее количество раз. Именно такой низкокачественный фарфор поступает на рынки в больших количествах. Вот цена, к сожалению, иногда может превышать качество такого изделия.

Поэтому к выбору фарфора нужно подходить тщательно. Фарфор — это то, что бережно хранится и передается из поколения в поколение. У меня в буфете стоит бабушкин фарфоровый сервиз. И знаете что? Он совсем не изменился, его белизна осталась нетронутой годами, рисунок сохранил свою яркость. И хоть покупался он во времена не совсем простые, он дышит роскошью и является ценным украшением дома. И у меня нет оснований сомневаться, что он также верно         прослужит последующим поколениям нашей семьи.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ислими — вид рельефной резьбы, зародившийся в Средней Азии. Характерная особенность данной резьбы — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие. Узор, как правило, представляет собой растительный или геометрический орнамент.

Пиала — не большая чаша без ручек, расширяющаяся к верху. Используется на Востоке для чаепития.

Ляган — большое блюдо с низкими бортами и плоским дном. Традиционно используется для подачи горячих блюд в Узбекистане.

Процесс создания керамического, фарфорового изделия базируется на трех важных этапах: формовка, роспись, обжиг. В связи с этим сохраняя общие характеристики, изделие, сделанное на заказ, будет содержать некоторые отличия в мелких деталях росписи и тональности цвета как результат ручного труда и индивидуального процесса обжига. По форме изделие может незначительно отличаться от описания в размерах до 2 см. Ручная формовка также предполагает допустимые отличия в форме мелких деталей: бортики, ножки, крышки.
При заказе более трех наименований одного вида товаров, предполагаемые сроки изготовления будут подтверждены индивидуально администратором.

В искусстве Узбекистана гранат- традиционный символ, олицетворяющий плодородие, изобилие и любовь в семье.

Точечная техника- одна из современных техник росписи керамики.Сложность техники состоит в том,что каждая точка орнамента наносится мастером по отдельности. Каждая точка- это часть разнообразного и красочного узора.

Урдак-старинная форма чайника в форме утки. Исторически утка символизирует плодородие и  гармонию мира, так как связана с землей, водой и небом.

Коса — глубокая чаша без ручки. Традиционно используется в  Узбекистане для подачи жидких горячих блюд.

Паргори — вид рельефной резьбы. Основу разновидности составляет тонкая фоновая резьба в форме геометрической сетки из кругов, квадратов, треугольников.

Изделие, сделанное на заказ, может отличаться природным оттенком древесины. Различия в узоре резьбы, сохраняя общие характеристики, могут составлять до 1 см в размерах, а также неповторимости мелких элементов узора. В случае если работа будет дополнена ручной росписью, сохраняя общие характеристики, рисунок будет содержать некоторые отличия в полутонах и в форме мелких деталей росписи.

Ислими — вид  растительного орнамента.  Характерная особенность резьбы в стиле «ислими» — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд», включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей. 

Абру-бахор – древняя техника, зародившаяся в Бухаре и в переводе обозначающая «весенние облака». Суть техники заключается в нанесении рисунка путем смешения различных красок. В результате достигается мраморный оттенок с плавными и в тоже время непредсказуемыми переходами от одного цвета к другому. Источники рассказывают, что на полученных фонах раньше писались указы бухарских правителей, оформлялись обложки книг. Со временем технику «абру-бахор» из Бухары переняли в Индию, Иран и Турцию. Особенно популярен «абру-бахор» был в XV-XVII века. Особую роль в сохранении и совершенствовании данной техники сыграли художники не только Узбекистана, но и Турции.

Чикма или чизма — техника формирование композиции, узора на еще мокрой глине. Сложность техники заключается в способности мастера нанести орнамент, продуманный с математической точностью в короткий промежуток времени, пока не высохла глина.

Сайра Кельтаева заслуженный деятель искусств Узбекистана и Казахстана. Картины художника — это неповторимые образы чаще всего женщин, застенчивых, красивых, соблазнительных, задумчивых, бунтовщиц, наложниц, воительниц и затворниц. Через все образы говорит сильный, отважный, порой надломленный, но героический характер. Картины Сайры уносят в красочное прошлое, представляя женщину как самую непостижимую загадку человечества.

Кандакори — разновидность надрезной чеканки с углубленным рельефом. Глубина рисунка варьируется от 0,5 мм до 3 мм.

Как не бывает двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и ткани, выкрашенные и созданные вручную невозможно сделать абсолютно одинаковыми. В связи с этим просим учесть, что в  описании изделия   с использованием ткани в технике «абрбанд» указан доминирующий цвет изделия. В   изготовлении повторного заказа будет взят  цветовой доминант исходного. Построение абрового  орнамента, второстепенные цвета и полутона  могут отличаться от исходного экземпляра.

В случае использования в изготовлении изделия тесьмы ручного плетения –джияк, ее  оттенок будет иметь схожие цветовые характеристики с исходным экземпляром. Орнамент   каждого «джияка» неповторим.

В своих работах мастера могут использовать в качестве дополнительного  оформления винтажные ткани и фурнитуру в единичном экземпляре. В этом случае заказ будет изготовлен в максимальном соответствии с заявленными параметрами и подбором схожей ткани и фурнитуры.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд»  включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей.

Эксельсиор — тонкая, прозрачная, гладкая, шелковая ткань.

Батик —  техника ручной росписи по ткани. В переводе с индонезийского  языка батик значит «покрывать каплями».

 

Чугурма – национальный головной убор  мужчин Хорезма. Изготавливают чугурму из  длинношерстного каракуля. В былые времена чугурма  была идеальным  элементом  одежды, спасавшим  летом от знойного солнца, а зимой от холода. Черные расцветки одевали местные состоятельные мужчина, а белые давали одевать почетным гостям. В наши дни  чугурма по-прежнему популярна  среди гостей  Хорезма, как  один из символов города.

Каракуль — это мех, снятый с ягнят обычно на третьи сутки после рождения. Благодаря индивидуальному узору завитков каждой каракулевой шкурки, все модели из каракуля можно назвать эксклюзивными. Самыми лучшими разновидностями каракуля считаются : узбекский, афганский и южно-африканский.

Гирих – разновидность орнамента в восточном искусстве, представляющая собой геометрические узоры с пересекающимися линиями, узлами и точками.

Click if you want change language to English.

Симург- фантастическая птица в мифологии народов Средней Азии и Ирана. Симург олицетворяет справедливость и счастье. Образ Симурга ассоциируется с благим покровительством.

Сюзане-это вышитый вручную текстиль. В Узбекистане сюзане признано одним из самых древних видов рукоделия.

Афросиаб— название старинного города в Северной части Самарканда, известного также как Мараканда.

Тумор— треугольная форма старинного оберега. Как правило в форму тумора вшивалась молитва.

Миниатюра- особый вид изобразительного искусства, представляющий собой мелкие и красочные иллюстрации сцен битв, охоты и пиров из исторических хроник. В былые времена рукописные книги и манускрипты на Востоке, как правило украшались миниатюрами. Постановка сюжета миниатюры красноречива. Всего лишь одна иллюстрация способна рассказать целую историю. Родоначальником узбекской миниатюры считается Камолиддин Бехзад.

Ироки-ручная техника вышивки сюзане. Ироки вышивается плотным крестом или полукрестом скрученными нитями,что придает узору зернистую поверхность.Композиция в технике ироки заполняет узором все рабочее пространство, не оставляя и кусочка ткани свободным. Каждый стежок настолько безупречен, что издалека работа создает впечатление гладкого печатного рисунка на ткани. Преимущественно техника используется мастерами города Шахрисабз.

РУЧНАЯ ВЫШИВКА-СЮЗАНЕ
В силу ручного окрашивания шелковых нитей заказанный экземпляр допускает отхождения от представленного в тональностях цвета. Ткань-основа для вышки, окрашенная вручную также может допускать отличия в полутон. Узор вышивки, сохраняя общие характеристики, допускает отличия в мелких деталях.

Метал

Заказанный экземпляр, сохраняя общие характеристики допускает небольшие отхождения от представленного в оттенках метала, размерах изделия и элементах  узора как результат ручного труда.