Керамические фантазии. Хранители традиций. Оставить комментарий

«Я мну бока озябшей красной глине,
И согревая бережно в ладонях.
Я наполняю светом, смыслом и любовью
Дыханьем трав и песнею синицы,
Дитя, что скоро отпущу в дорогу
Благословив огнем и прочитав молитву»

 

Риштан — один из старейших городов Средней Азии по изготовлению керамики. На протяжении 1100 лет из поколения в поколение мастера города передают секреты неповторимых керамических изделий. Традиции искусства керамики многих соседних керамических центров, к концу XX столетия были почти полностью утрачены, и только в Риштане и в этом его феномен, промысел стабильно развивался, сохранив свою стилистическую целостность. Особенность риштанской керамики в ее узоре и совершенно уникальной глазуре, которую называют «ишкор», поэтому саму керамику часто называют ишкоровой.

Нашим проводником в мир традиционной керамической школы Рштана согласился стать титулованный мастер керамических дел, яркий представитель традиционной Риштанской школы, заслуженный деятель искусств Узбекистана – Бахтиер Назиров.

 

 

А ведь когда-то и он был «шогирд» — ученик у своего старшего брата Алишера Назирова, титулованного мастера керамических дел. Путь Бахтиера Назирова к мастерству начался как — то по-мальчишески играючи. В один день, маленький Бахтияр решил проследить, куда же каждый день с нескрываемым удовольствием торопится его старший брат Алишер. Дойдя по следам брата до мастерской по изготовлению керамики Бахтияр оттуда уже не выходил. Обучившись всем навыкам изготовления керамической посуды по самым строгим канонам, Бахтияр начал свой собственный профессиональный путь.

Далее о себе, о секретах, о традициях и о строгих правилах, правящих в «керамическом» мире из уст самого мастера.

Бахтиерака традиционную риштанскую посуду называют также «ишкоровой». Почему?

Б.Н: Ишкор — эта то самое растение, которое является основой для традиционной риштанской глазури. Мы его также называем «сорокакорень». Уникальность ишкора в том, что Узбекистан единственное место в мире, где он выращивается и используется для приготовления глазури для керамической посуды. 

Собираем мы ишкор в конце сентября. Там же на поле мы превращаем растение в золу. Все расфасовывается по мешкам и отправляется к мастеру. Уже в мастерской зола опять обжигается в печи «хундам» при температуре 1200-1300 °t , тем самым доводя золу до кристального состояния. Закончив обжиг, мы опять перемалываем получившийся порошок. Затем в этот порошок мы добавляем необходимое количество кварцевого песка, немного самой обыкновенной муки и еще один необычный элемент-измельченные речные камни. Эти камни белого цвета, мы собираем их со дна местной реки Сох, тогда когда воды в ней становится мало. Конечно, у каждого мастера есть также свои секреты в приготовлении глазури. Но, о них мы говорить не будем).

 

— Назовите, пожалуйста, характерные для риштанской посуды цвета.

Б.Н: Если мы стремимся получить бирюзовый, лазурный и синий цвет, то в ишкоровую смесь добавляем кобальт. Добавив медь, мы получим зеленый, марганец — коричневый. А вот если железо добавим, будет у нас желтый цвет. Если в ишкор ничего не будет добавлено, то получится классический белый цвет. Отдельно следует сказать об оловянном цвете, который получается благодаря использованию олова. Именно оловянная керамика широко использовалась при оформлении архитектурных построек в эпоху Тимуридов. Связано это с тем, что благодаря использованию олова керамическая плитка становилась более выносливой, что и нужно было, чтобы фасады и внутренние залы спустя столетия сохранили свою красоту. Важно отметить, что при изготовлении керамической посуды с добавлением олова, необходимо использовать его только в допустимых дозах. Для нас существует понятие «пищевое олово», т.е. допустимая норма вещества для использования в изготовлении посуды. Какая бы красивая посуда не была, но если для ее создания были использованы не допустимые для здоровья человека пропорции красителей, то грош цена такой работе. Как вы видите мало быть просто мастером — творческим человеком, необходимо брать на себя ответственность за весь процесс и быть грамотным технологом.

 

Рис.1 Кобальт
Рис. 2 Олово

Риштан – это имя легендарной керамической школы. В попытках сократить невероятно кропотливый процесс изготовления и в тоже время достигнуть максимальную схожесть с посудой из Риштана недобросовестные продавцы смогут подделать традиционную «ишкоровую» посуду? Если да, то как различить подделку от оригинала?

Б.Н — Как вы правильно заметили Риштан — это имя, которое говорит само за себя. Захожу как-то раз в магазин на одном из местных базаров, а мне продавец говорит: «Купите настоящий, риштанский ляган. Мастер известный — Бахтияр Назиров». Было смешно, но больше грустно. Ведь для меня очевидно, когда я вижу посуду, изготовленную не по традиционным техникам. Это будет очевидно и для вас, если вы приглядитесь. Стоит только знать несколько деталей. Посмотрите внимательно на настоящий, «ишкоровый» ляган и увидите маленькие, играющие на свету трещинки, как мелкие морщинки на лице жизнерадостной старушки — это характерное свойство ишкоровой глазури. На не качественном дубликате вы увидите идеально гладкий фон. Никакого отголоска природы, только толстый блестящий слой глазури. Кстати говоря, о блеске. К сожалению, он достигается путем использования порой недопустимого процента свинца в приготовлении глазури. Допустимая норма для керамистов — это не более 20% свинца. Превышение нормы — это вред для человека. Именно поэтому я не использую свинец. Какую бы из моих работ ни купили, даже если одну маленькую пиалу, пусть она буде ему полезна во всех смыслах слова. И если вы решите купить какую-то вещь, отражающуюся ослепительным блеском, надеюсь, это вас больше насторожит, чем поразит.

— А какие есть еще секреты о которых важно знать?

Б.Н.- Я стараюсь на всех работах ставить свою авторскую подпись. И есть еще один маленький секрет у меня. Когда наносится на посуду первый слой глазури, то опуская ее в таз, я держу ее по краям пальцами, а потом отправляю на первый обжиг. После будет роспись еще одним слоем глазури и еще один обжиг. И вот даже после него в тех местах, где я держал пальцами, останутся мои отпечатки. Правда, едва заметные, но останутся. Это мой стиль. Пусть вас это не отпугнет. Так же как и трещинки от речных камней — это признак ручной, многоэтапной работы.

— В чем еще состоит специфика изготовления «ишкоровой» керамической посуды?

Б.Н:Нюансов на самом деле очень много, во все не посвятишь. Но есть, скажем так, уникальные особенности. Этот как уже было сказано выше – ишкоровая глазурь. Во-вторых — эта наша уникальная красная глина-хоки cуpx. Она как живая, податлива, слышит своего мастера и послушна ему. И сама техника с использованием тех же речных камней, секретов пропорций и многовекового опыта. Как вы видите, специфика и уникальность риштанской посуды состоит в ее составляющих, которые мы получаем от солнца, земли и воды-Богом данные дары.

А что самое трудное в процессе изготовления?

Б.Н: Каждый этап ответственен и в этом вся суть. Но могу сказать какой из них самый непредсказуемый. Это обжиг. Дело в том, что два изделия, одинаково окрашенные одной смесью глазури и одновременно отправленные в печь, могут получить разную тональность и цвет. Мне иногда достаточно сложно объяснить заказчикам, почему из нескольких одинаковых моделей, одна вышла ну совсем непохожая по цвету на других. Ну что тут скажешь? Печь, наверное, она как женщина непостоянна в своих прихотях.

-Ваши работы — это не только традиционная техника, но и традиционные формы?

Б.Н: Очень люблю создавать ранее широко использовавшиеся формы. Они не популярны среди молодых мастеров. Но именно эти формы как нельзя более гармонично смотрятся в сочетании с многовековой техникой, которую используют традиционные риштанские мастера. Хотя надо признаться меня вдохновляют разные культуры, а что-то я просто придумываю сам.

Самое сложное это закончить беседу, которую заканчивать не хочется. Разговор с мастером своего дела оставил еще много открытых вопросов. Впереди встреча с Бахтиером Назировым на его территории, в его мастерской. И поиск новых ответов, но уверена не всех. Каждая встреча будет приносить много нового. Поскольку мастер не останавливается на достигнутом, много путешествует по всему миру со своей «керамической семьей». Его вдохновляют, он знакомится и наверняка разочаровывается, но это всегда опыт для новой работы. Единственное в чем мастер категоричен, так это в соблюдении правил, строгих канонов в изготовлении своих шедевров. Он просто не сможет, и не будет гнаться за модой, выискивать трендовые цвета и формы. Он не как все. Он и его посуда, такая уникальная в своем роде, сделанная для здоровья души и тела человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ислими — вид рельефной резьбы, зародившийся в Средней Азии. Характерная особенность данной резьбы — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие. Узор, как правило, представляет собой растительный или геометрический орнамент.

Пиала — не большая чаша без ручек, расширяющаяся к верху. Используется на Востоке для чаепития.

Ляган — большое блюдо с низкими бортами и плоским дном. Традиционно используется для подачи горячих блюд в Узбекистане.

Процесс создания керамического, фарфорового изделия базируется на трех важных этапах: формовка, роспись, обжиг. В связи с этим сохраняя общие характеристики, изделие, сделанное на заказ, будет содержать некоторые отличия в мелких деталях росписи и тональности цвета как результат ручного труда и индивидуального процесса обжига. По форме изделие может незначительно отличаться от описания в размерах до 2 см. Ручная формовка также предполагает допустимые отличия в форме мелких деталей: бортики, ножки, крышки.
При заказе более трех наименований одного вида товаров, предполагаемые сроки изготовления будут подтверждены индивидуально администратором.

В искусстве Узбекистана гранат- традиционный символ, олицетворяющий плодородие, изобилие и любовь в семье.

Точечная техника- одна из современных техник росписи керамики.Сложность техники состоит в том,что каждая точка орнамента наносится мастером по отдельности. Каждая точка- это часть разнообразного и красочного узора.

Урдак-старинная форма чайника в форме утки. Исторически утка символизирует плодородие и  гармонию мира, так как связана с землей, водой и небом.

Коса — глубокая чаша без ручки. Традиционно используется в  Узбекистане для подачи жидких горячих блюд.

Паргори — вид рельефной резьбы. Основу разновидности составляет тонкая фоновая резьба в форме геометрической сетки из кругов, квадратов, треугольников.

Изделие, сделанное на заказ, может отличаться природным оттенком древесины. Различия в узоре резьбы, сохраняя общие характеристики, могут составлять до 1 см в размерах, а также неповторимости мелких элементов узора. В случае если работа будет дополнена ручной росписью, сохраняя общие характеристики, рисунок будет содержать некоторые отличия в полутонах и в форме мелких деталей росписи.

Ислими — вид  растительного орнамента.  Характерная особенность резьбы в стиле «ислими» — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд», включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей. 

Абру-бахор – древняя техника, зародившаяся в Бухаре и в переводе обозначающая «весенние облака». Суть техники заключается в нанесении рисунка путем смешения различных красок. В результате достигается мраморный оттенок с плавными и в тоже время непредсказуемыми переходами от одного цвета к другому. Источники рассказывают, что на полученных фонах раньше писались указы бухарских правителей, оформлялись обложки книг. Со временем технику «абру-бахор» из Бухары переняли в Индию, Иран и Турцию. Особенно популярен «абру-бахор» был в XV-XVII века. Особую роль в сохранении и совершенствовании данной техники сыграли художники не только Узбекистана, но и Турции.

Чикма или чизма — техника формирование композиции, узора на еще мокрой глине. Сложность техники заключается в способности мастера нанести орнамент, продуманный с математической точностью в короткий промежуток времени, пока не высохла глина.

Сайра Кельтаева заслуженный деятель искусств Узбекистана и Казахстана. Картины художника — это неповторимые образы чаще всего женщин, застенчивых, красивых, соблазнительных, задумчивых, бунтовщиц, наложниц, воительниц и затворниц. Через все образы говорит сильный, отважный, порой надломленный, но героический характер. Картины Сайры уносят в красочное прошлое, представляя женщину как самую непостижимую загадку человечества.

Кандакори — разновидность надрезной чеканки с углубленным рельефом. Глубина рисунка варьируется от 0,5 мм до 3 мм.

Как не бывает двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и ткани, выкрашенные и созданные вручную невозможно сделать абсолютно одинаковыми. В связи с этим просим учесть, что в  описании изделия   с использованием ткани в технике «абрбанд» указан доминирующий цвет изделия. В   изготовлении повторного заказа будет взят  цветовой доминант исходного. Построение абрового  орнамента, второстепенные цвета и полутона  могут отличаться от исходного экземпляра.

В случае использования в изготовлении изделия тесьмы ручного плетения –джияк, ее  оттенок будет иметь схожие цветовые характеристики с исходным экземпляром. Орнамент   каждого «джияка» неповторим.

В своих работах мастера могут использовать в качестве дополнительного  оформления винтажные ткани и фурнитуру в единичном экземпляре. В этом случае заказ будет изготовлен в максимальном соответствии с заявленными параметрами и подбором схожей ткани и фурнитуры.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд»  включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей.

Эксельсиор — тонкая, прозрачная, гладкая, шелковая ткань.

Батик —  техника ручной росписи по ткани. В переводе с индонезийского  языка батик значит «покрывать каплями».

 

Чугурма – национальный головной убор  мужчин Хорезма. Изготавливают чугурму из  длинношерстного каракуля. В былые времена чугурма  была идеальным  элементом  одежды, спасавшим  летом от знойного солнца, а зимой от холода. Черные расцветки одевали местные состоятельные мужчина, а белые давали одевать почетным гостям. В наши дни  чугурма по-прежнему популярна  среди гостей  Хорезма, как  один из символов города.

Каракуль — это мех, снятый с ягнят обычно на третьи сутки после рождения. Благодаря индивидуальному узору завитков каждой каракулевой шкурки, все модели из каракуля можно назвать эксклюзивными. Самыми лучшими разновидностями каракуля считаются : узбекский, афганский и южно-африканский.

Гирих – разновидность орнамента в восточном искусстве, представляющая собой геометрические узоры с пересекающимися линиями, узлами и точками.

Click if you want change language to English.

Симург- фантастическая птица в мифологии народов Средней Азии и Ирана. Симург олицетворяет справедливость и счастье. Образ Симурга ассоциируется с благим покровительством.

Сюзане-это вышитый вручную текстиль. В Узбекистане сюзане признано одним из самых древних видов рукоделия.

Афросиаб— название старинного города в Северной части Самарканда, известного также как Мараканда.

Тумор— треугольная форма старинного оберега. Как правило в форму тумора вшивалась молитва.

Миниатюра- особый вид изобразительного искусства, представляющий собой мелкие и красочные иллюстрации сцен битв, охоты и пиров из исторических хроник. В былые времена рукописные книги и манускрипты на Востоке, как правило украшались миниатюрами. Постановка сюжета миниатюры красноречива. Всего лишь одна иллюстрация способна рассказать целую историю. Родоначальником узбекской миниатюры считается Камолиддин Бехзад.

Ироки-ручная техника вышивки сюзане. Ироки вышивается плотным крестом или полукрестом скрученными нитями,что придает узору зернистую поверхность.Композиция в технике ироки заполняет узором все рабочее пространство, не оставляя и кусочка ткани свободным. Каждый стежок настолько безупречен, что издалека работа создает впечатление гладкого печатного рисунка на ткани. Преимущественно техника используется мастерами города Шахрисабз.

РУЧНАЯ ВЫШИВКА-СЮЗАНЕ
В силу ручного окрашивания шелковых нитей заказанный экземпляр допускает отхождения от представленного в тональностях цвета. Ткань-основа для вышки, окрашенная вручную также может допускать отличия в полутон. Узор вышивки, сохраняя общие характеристики, допускает отличия в мелких деталях.

Метал

Заказанный экземпляр, сохраняя общие характеристики допускает небольшие отхождения от представленного в оттенках метала, размерах изделия и элементах  узора как результат ручного труда.