История, расшитая шелковыми нитями Оставить комментарий

Музыка, геометрия, симметрия и асимметрия, фантазии, мечты, райские сады и птицы, живущие в них и наконец, история — один из самых важных, но далеко не последних элементов, который находит свое отражение в сюзане. С персидского сюзане переводится как «шитый иглой». К переводу я бы добавила «шитый» ангельским терпением, здоровьем, добротой и любовью. Я не зря упомянула о доброте. Я ни разу не встречала злую или даже рассерженную, чем-то недовольную мастерицу сюзане. Как правило, эти женщины (мастера сюзане в основном женщины) очень доброжелательны, их улыбка, голос, обращение скромны и не навязчивы, они раскладывают свою речь спокойным, лишенным всякой суеты тоном, будто делают стежок за стежком, создавая неведомый красоты узор.

Именно такой я встретила своего проводника в мир сюзане — Мадину Кассымбаеву. Не зная о тонкостях этого рукоделия, впервые познакомившись с ее работами, эстетическую усладу испытал взор. Ее отдача процессу, требовательность к качеству результата покорила мой разум. А ее скромность, не осознающая, как мне показалось своего таланта, доброта и сила воли покорили мое сердце. Мадина залуженный мастер сюзане, член ассоциации ремесленников Узбекистана, руководитель многочисленных программ по обучению сюзане, в том числе и групп с ограниченными возможностями.

Знакомство с миром сюзане началось с истории мастера. Мадина выросла в семье ремесленников. В возрасте, когда многие дети учатся только держать в руках ручку, Мадина уже ловко обращалась с иголкой, помогая маме и бабушке вышивать тюбетейки. Профессиональная судьба девочки была определена. Далее последовало обучение в Лицее прикладного искусства. За успехи в вышивке золотыми нитями «зардузлик», по окончанию учебы, Мадину сразу же определили в мастера, и началась ее преподавательская деятельность. Вместе с тем не прекращалось самообразование и попытки возродить старинные техники сюзане. В частности мастера интересовала техника вышивки «юрма», что значит «вышитый крючком». Отыскав истоки утраченной технологии в Маргилане, Мадина обучается желанному страстно и щепетильно.

Усовершенствованные навыки новой технологии мастер дополняет тканями из шелка и хлопка ручной работы, отборными шелковыми нитями, окрашенными натуральными красителями (индиго руян, скорлупа греческого ореха, чешуя лука, кожура граната и др.). Завершив строгую подборку сырья, начинается работа над узором. На ткань наносится узор и крепко обтягивается на специальный деревянный станок. Как правило, нанесением узора занимаются художники – орнаменталисты (каламщики), но некоторые мастерицы успешно выступают и в этой роли. Для изображения одного маленького элемента узора, например лепестка, его следует заполнить десятками мелких стежков, выполненные очень тонким крючком. В результате, чтобы вышить одну маленькую наволочку требуется 10-15 дней.

Благодаря своему мастерству Мадина стала частым гостем на международных выставках национального искусства и показах моды. Познакомившись с работами мастера, вы обязательно узнаете их в вашем городе, будь то Милан, Баку, Москва, Сеул, Нью-Йорк.

 

Автор:М. Кассымбаева

Творчество Мадины сподвигло меня отправиться в более глубокие дебри сюзане и найти секрет бессмертия этого вида искусства.

В качестве фактов, свидетельствующих о времени появления сюзане приводятся записи историков. В 10 веке бухарский историк Наршахи в своем дневнике «История» впервые упомянул о том, что: «Женщины в Средней Азии используют для вышивки разноцветно окрашенные ткани». Еще одно свидетельство о сюзане в виде подробных описаний вышивок, в начале 15 века оставил посол Кастилии Руи де Клавихо Гонсалес, однажды посетив Самарканд.

Именно тогда очевидно начали формироваться своеобразные обряды и поверья, связанные с сюзане. Например, в силу того, что процесс вышивания и тогда подразумевал терпение, фантазию, трудоспособность, калым (выкуп) за невесту, владеющую мастерством сюзане поднимался многократно. Более того, женщина, занимающаяся сюзане освобождалась от многих домашних обязанностей. И это не удивительно, поскольку вышивками сюзане украшали дома, богато расшитые сюзане были подтверждением благосостояния человека. Отдельно нужно сказать о том, что сюзане было главным украшением приданного невесты, которое она начинала себе готовить, будучи еще девочкой. Есть еще одно обыкновение, соблюдаемое вышивальщицами. Чтобы свадьбы в доме не кончались и нить счастья не прерывалась, нужно оставить маленькую часть сюзане незавершенной.

Создавать узоры счастья мастерицам позволяют несколько разновидностей швов. Упомянутый раннее стиль «юрма», также известный как тамбурный шов, что-то между шитьем и вязанием, выполняемый с помощью крючка («бигиэ» — шило) и круглых пялец (чамбарак). Техника «босма» и «канда-хайол» (широко применявшаяся в старину в Ургуте) относятся к глади вкрипкреп, образующие плотную, слегка рельефную фактуру. Еще одна разновидность шва « ироки» — миниатюрный полукрест, придающий узору зернистую поверхность.     

Автор:М. Кассымбаева

На историческую и этническую составляющую сюзане всегда влияла ее региональная принадлежность. На карте сюзане особо ярко выделяются нуратинская, бухарская, самаркандская, ургутская, шахрисабзская, ташкентская и ферганская школы вышивки.

Отличительной чертой бухарской школы является тамбурный шов, которым выполнено большинство композиций. Бухарский стиль также отличает чаще всего замкнутая композиция с множеством мелких деталей, выделением центра и углов. Один из наиболее ярких мотивов-это круглая розетка и широкая, богато орнаментированная кайма.

Бухарский стиль вышивки называют также «эмирским», желая подчеркнуть влияние Бухарского эмирата на этот вид искусства.

Бухара

Впечатляет своей выразительностью вышивки шахрисабзких мастериц. Чаще всего это тамбурный шов на цветном фоне. Шахрисабзкие узоры, расположенные в центре медальоны и их четвертинки по краям, сравнивают с ковровыми рисунками. А мелкие изделия, кошельки, пояса расшиваются в стиле «ироки». В начале 20 века именно работы шахрисабзких мастериц пользовались особой популярностью во дворе бухарского эмира и среди иностранных гостей.

Шахрисабз

Что касается отличительных особенностей самаркандских сюзане, то ее основными цветами являются красный и черный цвета на белом фоне, часто используемый шов — «басма». Еще один характерный признак самаркандских сюзане – узкая кайма, обрамляющая поле вышивки. С исторической точки зрения интересно проследить как на рубеже 19-20 вв., буржуазная прослойка повлияла на построение самаркандских узоров. Стремление богатых выделиться, модифицировала рисунок из мелкого в более крупный, на который уходило больше шелковых ниток, что в свою очередь говорило о благосостоянии, заказавшего его человека.

Самарканд

А на формирование ургутских узоров значительное влияние оказал Самарканд, в силу своей территориальной близости. Но, тем не менее, ургутские узоры приобрели одну неповторимую особенность. Они построены по принципу « бесфонового узора». Дело в том, что проблески ткани, на которой создается вышивка сами по себе образуют тонкий графический узор, что создает некую взаимодополняемость рисунков.

Говорят, если перед вами ожили райский сады, то вы смотрите на сюзане нуратинских вышивальщиц. При этом цветовая гамма достаточно не ограниченная, а в виртуальных садах обитают сказочные птицы и животные.                          

Нурата

Стиль сюзане ферганской школы отличает в первую очередь — непринуждённость, свободное расположение узора, выполненного на фиолетовом или зеленом шелке или сатине. В качестве основных мотивов используется «руиджо» (повторяющийся мотив кустика с цветами) или «гулькурпа» (цветочное одеяло).
Работы ташкентских мастериц всегда отличались вышивками «паляк» (небо) и «гулькурпа». Мотив «паляка» включал в себя большие красные круги, широко размещенные на полотне. А «гулькурпа» часто служило украшением для покрывал новобрачных.

Ташкент. Автор: М. Кассымбаева

Все школы сюзане с их особенностями объединяет в первую очередь приверженность к традициям. Как и прежде для сюзане мастерицы предпочитают ткани руной работы, а для шелковых нитей — природные красители. И дело мне кажется не в том, что прогресс сложно усвояемый процесс для старинного вида искусства. Все дело в том, что упрощение или модернизация процесса не подразумевает сама философия сюзане. Подумайте только, стоит ли экономить на материалах, если своим работам мастерицы отдают гораздо большее — свое здоровье. Порой одно полотно занимает несколько лет. Потеря зрения, проблемы с позвоночником, головные боли – это даже не половина списка, что лежит в основе каждой работы. Возможно, вы спросите, стоит ли это того? Для себя я решила дело не в том стоит или нет, а в том, что во имя искусства люди не раз жертвовали даже своими жизнями. Египетские пирамиды, сады Версаля, музыкальные шедевры, картины, поэзия и многое другое, к чему люди взывают с придыханием, оставило неизгладимый след для человечества. Так и сюзане — этот вид ИСКУССТВА, таков какой он есть – впитавший в себя исторические вехи, народные поверья, религиозные убеждения, мечты и чаяния народа и неоценимый труд мастериц, что всегда будет вызывать восхищение, необъяснимое словами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ислими — вид рельефной резьбы, зародившийся в Средней Азии. Характерная особенность данной резьбы — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие. Узор, как правило, представляет собой растительный или геометрический орнамент.

Пиала — не большая чаша без ручек, расширяющаяся к верху. Используется на Востоке для чаепития.

Ляган — большое блюдо с низкими бортами и плоским дном. Традиционно используется для подачи горячих блюд в Узбекистане.

Процесс создания керамического, фарфорового изделия базируется на трех важных этапах: формовка, роспись, обжиг. В связи с этим сохраняя общие характеристики, изделие, сделанное на заказ, будет содержать некоторые отличия в мелких деталях росписи и тональности цвета как результат ручного труда и индивидуального процесса обжига. По форме изделие может незначительно отличаться от описания в размерах до 2 см. Ручная формовка также предполагает допустимые отличия в форме мелких деталей: бортики, ножки, крышки.
При заказе более трех наименований одного вида товаров, предполагаемые сроки изготовления будут подтверждены индивидуально администратором.

В искусстве Узбекистана гранат- традиционный символ, олицетворяющий плодородие, изобилие и любовь в семье.

Точечная техника- одна из современных техник росписи керамики.Сложность техники состоит в том,что каждая точка орнамента наносится мастером по отдельности. Каждая точка- это часть разнообразного и красочного узора.

Урдак-старинная форма чайника в форме утки. Исторически утка символизирует плодородие и  гармонию мира, так как связана с землей, водой и небом.

Коса — глубокая чаша без ручки. Традиционно используется в  Узбекистане для подачи жидких горячих блюд.

Паргори — вид рельефной резьбы. Основу разновидности составляет тонкая фоновая резьба в форме геометрической сетки из кругов, квадратов, треугольников.

Изделие, сделанное на заказ, может отличаться природным оттенком древесины. Различия в узоре резьбы, сохраняя общие характеристики, могут составлять до 1 см в размерах, а также неповторимости мелких элементов узора. В случае если работа будет дополнена ручной росписью, сохраняя общие характеристики, рисунок будет содержать некоторые отличия в полутонах и в форме мелких деталей росписи.

Ислими — вид  растительного орнамента.  Характерная особенность резьбы в стиле «ислими» — расположение узора над фоном, что создает впечатления тонкого кружева, покрывающего изделие.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд», включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей. 

Абру-бахор – древняя техника, зародившаяся в Бухаре и в переводе обозначающая «весенние облака». Суть техники заключается в нанесении рисунка путем смешения различных красок. В результате достигается мраморный оттенок с плавными и в тоже время непредсказуемыми переходами от одного цвета к другому. Источники рассказывают, что на полученных фонах раньше писались указы бухарских правителей, оформлялись обложки книг. Со временем технику «абру-бахор» из Бухары переняли в Индию, Иран и Турцию. Особенно популярен «абру-бахор» был в XV-XVII века. Особую роль в сохранении и совершенствовании данной техники сыграли художники не только Узбекистана, но и Турции.

Чикма или чизма — техника формирование композиции, узора на еще мокрой глине. Сложность техники заключается в способности мастера нанести орнамент, продуманный с математической точностью в короткий промежуток времени, пока не высохла глина.

Сайра Кельтаева заслуженный деятель искусств Узбекистана и Казахстана. Картины художника — это неповторимые образы чаще всего женщин, застенчивых, красивых, соблазнительных, задумчивых, бунтовщиц, наложниц, воительниц и затворниц. Через все образы говорит сильный, отважный, порой надломленный, но героический характер. Картины Сайры уносят в красочное прошлое, представляя женщину как самую непостижимую загадку человечества.

Кандакори — разновидность надрезной чеканки с углубленным рельефом. Глубина рисунка варьируется от 0,5 мм до 3 мм.

Как не бывает двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и ткани, выкрашенные и созданные вручную невозможно сделать абсолютно одинаковыми. В связи с этим просим учесть, что в  описании изделия   с использованием ткани в технике «абрбанд» указан доминирующий цвет изделия. В   изготовлении повторного заказа будет взят  цветовой доминант исходного. Построение абрового  орнамента, второстепенные цвета и полутона  могут отличаться от исходного экземпляра.

В случае использования в изготовлении изделия тесьмы ручного плетения –джияк, ее  оттенок будет иметь схожие цветовые характеристики с исходным экземпляром. Орнамент   каждого «джияка» неповторим.

В своих работах мастера могут использовать в качестве дополнительного  оформления винтажные ткани и фурнитуру в единичном экземпляре. В этом случае заказ будет изготовлен в максимальном соответствии с заявленными параметрами и подбором схожей ткани и фурнитуры.

Абрбанд—  техника  ручного плетения  национальных узбекских тканей. Данная техника известна также под словом индонезийского происхождения «икат». Изготовление тканей по технологии » абрбанд»  включает в себя до сорока этапов. Уникальность техники «абрбанд» не позволяет создать двух одинаковых тканей.

Эксельсиор — тонкая, прозрачная, гладкая, шелковая ткань.

Батик —  техника ручной росписи по ткани. В переводе с индонезийского  языка батик значит «покрывать каплями».

 

Чугурма – национальный головной убор  мужчин Хорезма. Изготавливают чугурму из  длинношерстного каракуля. В былые времена чугурма  была идеальным  элементом  одежды, спасавшим  летом от знойного солнца, а зимой от холода. Черные расцветки одевали местные состоятельные мужчина, а белые давали одевать почетным гостям. В наши дни  чугурма по-прежнему популярна  среди гостей  Хорезма, как  один из символов города.

Каракуль — это мех, снятый с ягнят обычно на третьи сутки после рождения. Благодаря индивидуальному узору завитков каждой каракулевой шкурки, все модели из каракуля можно назвать эксклюзивными. Самыми лучшими разновидностями каракуля считаются : узбекский, афганский и южно-африканский.

Гирих – разновидность орнамента в восточном искусстве, представляющая собой геометрические узоры с пересекающимися линиями, узлами и точками.

Click if you want change language to English.

Симург- фантастическая птица в мифологии народов Средней Азии и Ирана. Симург олицетворяет справедливость и счастье. Образ Симурга ассоциируется с благим покровительством.

Сюзане-это вышитый вручную текстиль. В Узбекистане сюзане признано одним из самых древних видов рукоделия.

Афросиаб— название старинного города в Северной части Самарканда, известного также как Мараканда.

Тумор— треугольная форма старинного оберега. Как правило в форму тумора вшивалась молитва.

Миниатюра- особый вид изобразительного искусства, представляющий собой мелкие и красочные иллюстрации сцен битв, охоты и пиров из исторических хроник. В былые времена рукописные книги и манускрипты на Востоке, как правило украшались миниатюрами. Постановка сюжета миниатюры красноречива. Всего лишь одна иллюстрация способна рассказать целую историю. Родоначальником узбекской миниатюры считается Камолиддин Бехзад.

Ироки-ручная техника вышивки сюзане. Ироки вышивается плотным крестом или полукрестом скрученными нитями,что придает узору зернистую поверхность.Композиция в технике ироки заполняет узором все рабочее пространство, не оставляя и кусочка ткани свободным. Каждый стежок настолько безупречен, что издалека работа создает впечатление гладкого печатного рисунка на ткани. Преимущественно техника используется мастерами города Шахрисабз.

РУЧНАЯ ВЫШИВКА-СЮЗАНЕ
В силу ручного окрашивания шелковых нитей заказанный экземпляр допускает отхождения от представленного в тональностях цвета. Ткань-основа для вышки, окрашенная вручную также может допускать отличия в полутон. Узор вышивки, сохраняя общие характеристики, допускает отличия в мелких деталях.

Метал

Заказанный экземпляр, сохраняя общие характеристики допускает небольшие отхождения от представленного в оттенках метала, размерах изделия и элементах  узора как результат ручного труда.